Junkers Ju 52/3m


эксплуатация в авиакомпаниях Германии

 

 

- Deruluft - Deutsch-Russische Luftverkehrsgesellschaft (1935-1936) - 5
- Deutsche Luft Hansa A.G./Deutsche Lufthansa A.G (1932 - 1945) - 230?
- Deutsche Reichbahngesellschaft (1934 - 1938)- 6
- Kurfiss Aviation (1971-?) - 1
- Lufthansa Traditionsflug GmbH/ Deutschen Lufthansa Berlin-Stiftung (с 1986) - 1

  Deutsche Luft Hansa (c 1933 - Deutsche Lufthansa). Первый Ju 52/3m поступил в авиакомпанию в мае 1932. Это был самолёт модификации Ju 52/3mce с серийным номером J4013. Он получил регистрационный номер D-2201, собственное имя "Oswald Boelcke" (позже перерегистрирован в D-ADOM). Первые рейсы этот авиалайнер выполнял по маршруту Берлин - Ганновер - Амстердам - Лондон. Затем была открыта линия из Германии в Италию через Альпы.
   И в наши дни линейные полёты над высокогорными хребтами - непростая задача. А в начале 1930-х это было весьма рискованное мероприятие. Чтобы выбрать тип воздушного судна, которое станет работать на линии, авиакомпания устроила конкурс среди следующих машин, имеющих приличный потолок - Dornier Do.K, Fokker F.XII и собственно Ju 52/3m. Испытательный полёт по трассе Мюнхен - Милан - Рим состоялся 25 августа 1932. "Boelcke" победил по пути и туда и обратно.
   Конечно, такой перелёт не был увеселительной прогулкой - кабина Ju 52/3m не герметична, так что пассажирам приходилось пользоваться кислородными масками. Да и лететь над горами было боязно. Но эта трасса заметно сократила время в пути до восьми часов, поэтому маршрут стал популярным.
  Успешная эксплуатация Ju 52/3m на трансальпийской линии повлияла на решение Deutsche Luft Hansa в пользу новых заказов. 10 сентября флот пополнил второй самолёт - D-2202 (позже D-ADYL) "Richthofen" (J4015). А с 1933 начались массовые поставки.
  География полётов быстро расширялась. Сначала самолёт занял лидирующее положение на европейских линиях авиакомпании. В 1934 открылась линия в Северную Африку - самолёты летели из Берлина до Касабланки, оттуда в Лас-Пальмас на Канарских островах. Этот маршрут стал частью создаваемой тогда глобальной авиасети Люфтганзы. Из Лас-Пальмаса с помощью пароходов и гидропланов люди и почта доставлялись в Бразилию, откуда дочерние компании Deutsche Lufthansa и её партнёры развозили их по всей Южной Америке.
   29 октября 1937 открылась грузо-почтовая линия в Багдад, которая в апреле следующего года была продлена то Тегерана и Кабула. Это был самый протяжённый рейс Junkers Ju 52/3m Deutsche Lufthansa.
  Флот трёхмоторных "Юнкерсов" рос быстрыми темпами. К концу 1936 их число достигло 59, доля Ju 52/3m в объёме перевозок авиакомпании достигла 85%.В начале 1939 Deutsche Lufthansa располагала 151 самолётом, 71 из которых были Junkers Ju 52/3m. Всего же к началу Второй Мировой войны через руки Люфтганзы прошло 135 экземпляров, часть из них затем разошлась по дочерним авиакомпаниям в разных странах. Ju 52/3m стал основным лайнером Deutsche Lufthansa и оставался им до конца Второй Мировой войны.
Junkers Ju 52/3mte
Deutsche Lufthansa
D-ANOY "Rudolf von Thüna"
крупное изображение

  Наряду с регулярными рейсами трёхмоторные "Юнкерсы" привлекались и для обслуживания высших должностных лиц Германии. Несколько машин использовались в качестве персональных самолётов Гитлера, Геринга и других руководителей Третьего рейха.
  В годы гражданской войны в Испании Ju 52/3m Люфтганзы использовались для переброски франкистских войск. Так в августе 1936 машины совершили из Марокко в Испанию 461 рейс, доставив к местам сражений 7350 солдат. В сентябре состоялось 324 полёта, силы франкистов увеличились на 5455 человек, в октябре 83 полёта - доставлено 1157 солдат. Воздушный мост Марокко - Испания работал до 11 октября 1936. Кроме живой силы мятежники получили 285 тонн военных грузов.
  В конце 1930-х часть машин была задействована для выполнения разведывательных заданий. Эти авиалайнеры продолжали работать на коммерческих пассажирских трассах. Однако всё чаще они "случайно" отклонялись от установленных маршрутов, исследуя территории, интересующие командование Вермахта.
  В 1934 - 1935 Deutsche Lufthansa осуществляла пробную эксплуатацию дизельного варианта Ju 52/3mho с двигателями Jumo 205. Были поставлены две машины - D-AJYR "Emil Schäfer" (J4045) и D-AQAR "Walter Höhndorf" (J4055). Авиакомпания связывала с ними надежду на экономию топлива. Однако надёжность двигателей оказалась низкой, поэтому в 1935 эти экземпляры с эксплуатации были сняты.
  Во второй половине 1930-х Ju 52/3m осуществили ряд дальних перелётов. В 1936 состоялась экспедиция борта D-AVUP "Kurt Steidel", пилотируемого капитаном Дрехселем, в Афганистан. В августе следующего года экипаж Карла Августа фон Габленца на самолёте с бортовым номером D-ANOY "Rudolf von Thüna" выполнил сложный рейс из Берлина в Китай через Памир.
  25 июля 1939 D-ANJH "Hans Loeb" под командованием Крюгера вылетел в Бангкок. Он должен был открыть самый протяжённый регулярный маршрут довоенной Люфтганзы - 10 425 км. Рейс продолжался в течении 5 суток по маршруту Берлин-Темпельгоф - Будапешт - Афины - Бейрут - Багдад - Басра - Джаск, Иран - Карачи - Джодхпур - Аллахабад - Калькутта - Рангун - Бангкок. 3 августа, на обратном пути, самолёт потерпел аварию и сгорел при посадке в Рангуне, машина сгорела.
  Спустя несколько дней D-AGAK "Ulrich Neckel" совершил второй рейс. Он начался 8 августа. Прибыв в Бангкок, самолёт далее последовал в Токио. На этот раз полёт завершился удачно - авиалайнер вернулся Темпельгоф 28 августа. Рейс протяжённостью 16 500 км продолжался 71 час 25 минут. Самолёты для этих рейсов были оборудованы в 6-местном варианте.
  Однако наладить регулярное сообщение Берлин - Бангкок не удалось. Спустя трое суток после возвращения D-AGAK началась Вторая Мировая война. Англичане, контролировавшие большую часть маршрута, перекрыли его для немецких гражданских самолётов.
Junkers Ju 52/3mte
Deutsche Lufthansa
D-AGAK "Ulrich Neckel"
крупное изображение

  К началу Второй Мировая война, Deutsche Lufthansa располагала 78 Junkers Ju 52/3m и ожидала поставок ещё, как минимум, 10 экземпляров Ju 52/3mg4e. Вместо этого авиакомпания была вынуждена отдать Luftwaffe большую часть флота - 59 самолётов. Впрочем, к концу года, когда закончились активные боевые действия, 4 машины были возвращены на гражданскую службу. В дальнейшем перемещение самолётов в ту или другую сторону зависело от положения на фронтах. Продолжались и поставки новых машин с завода в Дессау. Так в 1940 Deutsche Lufthansa получила 4 экземпляра, в 1941 - от 7 до 12. В конце 1941 число машин даже увеличилось до 66 (в т.ч. 2 находились в Перу). Но год спустя, когда армия Паулюса попала в Сталинградский "котёл", число гражданских "Юнкерсов" сократилось до 47. Ещё через год до 41. К началу 1945 на службе оставалась 31 машина.
   В годы войны большая часть самолётов была задействована в интересах Вермахта. Тем не менее, выполнялись и коммерческие перевозки, хотя и в меньшем объёме. Последний рейс трёхмоторного "Юнкерса" состоялся 5 мая 1945 из Осло во Фленсбург на границе Германии с Данией.

  Авиакомпания имела хорошие показатели по безопасности полётов, однако несколько Ju 52/3m потерпели катастрофы. Самые тяжёлые потери произошли в 1944. 21 февраля в Греции бесследно исчез D-AWAS (J6561), возможно, он был сбит лётчиками RAF. 16 октября в сложных метеоусловиях D-ADQV (J640608) врезался в гору под Осло. В обоих случаях погибло по 16 человек.
  Другие катастрофы, в хронологическом порядке - 17 апреля 1936 в Швейцарии (D-ASOR, погибло 3 человека), 1 ноября 1936 в Германии (D-APOO, 11 человек), 17 ноября 1936 под Нюрнбергом (D-ASUI, 4 человека), 4 декабря 1936 во Франции (D-ASIH, 6 человек), 26 ноября 1937 в лондонском аэропорту Кройдон (D-AGAV, 3 человека), 4 января 1938 (D-ABUR, 6 человек), 22 февраля 1938 под Парижем (D-APAR, 3 человека), 1 октября 1938 в Швейцарии (D-AVFB, 13 человек), 24 февраля 1939 под Валенсией, Испания (D-ALUS - 10 человек), 4 августа 1939 под Барселоной (D-AUJG, 7 человек), 30 августа 1939 возле Ганновера (D-AFOP - 7 человек).

   Deutsche Lufthansa была самым крупным владельцем авиалайнеров Junkers Ju 52/3m. Согласно ряду источников, через её руки прошло около 230 самолётов данного типа. Известны регистрационные номера 141 машины, их реестр здесь...


 Deruluft. В начале 1935 Deutsche Lufthansa передала советско-германскому обществу Дерулюфт 5 Ju-52/3mge - D-ADAL "Flamingo" (J4046), D-AGIS "Kormoran" (J4048), D-AHUS "Milan" (J4049), D-AREN "Phönix" (J4051), D-AXES "Kondor" (J4052). Они должны были заменить на линиях устаревшие Rohrbach Roland. Правда, D-AREN был потерян ещё до поступления - он разбился 31 января 1935. Остальные переданы с февраля по май того же года.
  Машины работали на линии, связывающей берлинский аэропорт Темпельгоф с Центральным аэродромом Москвы. Но иногда они приземлялись и в Быково. Летом машины летали в стандартном варианте, зимой их ставили на лыжи. Из-за ухудшения советско-германских отношений советское правительство в конце 1936 решило не продлевать концессионный договор с Германией. Всвязи с закрытием линии 31 декабря 1936 (по другим данным в январе 1937) трёхмоторные "Юнкерсы" вернулись в Люфтганзу.


  Lufthansa Traditionsflug GmbH / Deutsche Lufthansa Berlin-Stiftung. В декабре 1984 Lufthansa купила у частного владельца - Мартина Кайдина из штата Флорида, экземпляр с заводским номером J5489. Этот самолёт уже летал в немецкой авиакомпании в 1930-е. Тогда он имел бортовой номер D-AQUI под названием "Fritz Simon". Затем прошёл через множество рук, пока вновь не попал к первоначальному владельцу.
   В течении года самолёт реставрировали на ремонтном заводе Люфтганзы в Гамбурге. На борту установили новейшую авионику, систему микроклимата и 16 современных кожаных сидений. Двухлопастные винты заменили на трёхлопастные, что увеличило крейсерскую скорость и снизило шум в кабине. Кроме Люфтганзы спонсорами реставрации самолёта стали ещё 20 компаний, среди них Daimler-Benz (ныне Daimler AG).
   Готовая машина получила регистрационный номер D-CDLH и название "Berlin-Tempelhof". На фюзеляже и крыле крупными буквами также нанесли первоначальный номер. Для эксплуатации авиалайнера была создана дочерняя компания  Lufthansa Traditionsflug (ныне Deutsche Lufthansa Berlin-Stiftung). В 1986 самолёт начал выполнять демонстрационные и обзорные полёты в Германии. Время от времени он совершает "гастроли" и по другим странам Европы. Побывал он и в США, куда был доставлен на борту Ан-124. Как правило, самолёт выполняет обзорные полёты продолжительностью не более 45 минут. Работает в основном летом, но успевает за сезон налетать 350 часов. Зимой же он проходит техническое обслуживание.
  Оперативную информацию о работе самолёта можно найти здесь. На этом же сайте можно заказать билеты на обзорные рейсы.
Junkers Ju-52/3m
Lufthansa Traditionsflug
D-CDLH "Berlin-Tempelhof"
крупное изображение


последняя редакция 17.12.2011

назад

На титульную страницу
Hosted by uCoz