Junkers Ju52/3m


эксплуатация в авиакомпаниях остальных стран
 

Китай

- CATC Central Air Transport Corporation (1943) - 1
- Eurasia (1934-1943) - 10
 

Ливан

- CGT, Compagnie Générale de Transports (1945-1949)- 3
 

Мозамбик

- DETA Direccao de Exploracao dos Transportes Aéreos (1938-1964) - 3
 

Новая Гвинея

- Gibbes Sepik Airways (1955-1959) - 3
- Mandated Airlines Ltd. (1959-1960) -2
  СССР - Авиация ГУЛАГ МВД СССР (1947?-1950)
- Аэрофлот ГУ ГВФ (1940-1949)
- Полярная Авиация ГУСМП (1945-1949) - 2
  Турция - Delvet Hava Yollari - 5
  Французский Индокитай - Compagnie Aérienne de Transports Indochinois - 1
 

ЮАС/ЮАР

- South African Airways (1934-1940) - 15
- South African Historic Flight (с 1984) - 1

   Китай

  Eurasia. Первый Junkers Ju 52/3m поступил в Китай в 1934. Это был D-ABAN (J4044), ранее принадлежавший Deutsche Lufthansa. Он покинул Германию 29 августа 1934 и прибыл в Шанхай своим ходом 6 сентября. Маршрут проходил через Египет, Багдад, Джодпур, Бангкок и Кантон. Он был приобретён в качестве персонального самолёта Чан Кайши. Некоторое время машина летала с немецкой и китайской регистрацией одновременно.
  Авиакомпания Eurasia являлась дочерним предприятием Deutsche Lufthansa, откуда ей было передано 10 "Юнкерсов". Они начали поступать в сентябре 1935. Первый экземпляр получил регистрационный номер EU-XV и имя "Shuchou" (серийный J5104, в Deutsche Lufthansa работал под номером D-ANYK). В октябре того же года прибыл EU-XVII "Lanchou"(J5104, D-AGES), в июле 1936 на линии вышли EU-XVIII (J5294, D-AMAK) и EU-XIX "Chengtu" (J5472, D-AGEI). В марте 1937 последовал EU-XX (J5502, D-ALUE), а в мае EU-XXI (J5087, D-ASEV). В марте 1938 прибыл EU-XXII "Chungking" (J4069, D-ABIK), в сентябре EU-XXIII "Chiao Tung 1" (J4074, D-ASIS). В феврале 1939 флот пополнил EU-XXIV (J4072, D-AMIP), а в октябре 1940 EU-XXV (J6014, D-ASFD).
  Флот "Юнкерсов" позволил наладить связь между крупнейшими городами Китая - Пекином, Нанкином, Шанхаем. К концу июня 1937 сеть линий авиакомпании связывала практически все крупнейшие центры Китая, за исключением оккупированной японцами Маньчжурии. Первоначально линии обслуживали немецкие пилоты, но в 1936 в Германию на учёбу были отправлены три китайских пилота, а в 1938-1939 учились ещё двое.
  Из-за сложной политической обстановки маршрутная сеть непрерывно менялась. К декабрю 1937, после начала активных боевых действий Японии против Китая, осталось лишь два магистральных направления - Сиань - Чэнду - Куньмин и Сиань - Ханькоу - Чаньша - Гонконг. Но это не помешало открыть 23 декабря 1937 линию Куньмин - Ханой. В сентябре 1938 возобновились рейсы по маршрутам Куньмин - Чуньцин - Чэнду, Куньмин - Гуйлинь - Чуньцин, Гуйлинь - Гонконг, в январе 1939 Чунцин - Сиань, в феврале 1939 Сиань - Ланьчжоу - Сучжоу - Хами. Однако 25 октября 1938 участок Ханькоу - Гонконг был закрыт, в январе 1939 прекратились полёты на линии Чуньцин - Чэнду. В июне 1939 остались маршруты Сиань - Чэнду - Куньмин - Ханой и Куньмин - Чуньцин - Гуйлинь - Гонконг. 10 ноября 1939 вновь открыта линия Ланьчжоу - Ляньчжоу - Сучжоу - Хами.
   С началом Второй Мировой войны полёты в Гонконг и Ханой прекратились т.к. британская и французская колониальные администрации запретили немецким пилотам садиться на контролируемой ими территории. Но в октябре 1939 англичане позволили выполнять рейсы по маршруту Гуйлинь - Гонконг китайским пилотам. В конце июня 1940, после установления вишистского режима во Франции, возобновились рейсы в Ханой. Однако после взятия Ханоя японской армии 26 сентября 1940 основа прекратились.

  Боевые действия на территории Китая, сложный рельеф местности и неблагоприятные климатические условия приводили к множеству происшествий. На это также повлияли трудности с полноценным техническим обслуживанием. Особенно после июля 1939, когда из Германии прибыл последний пароход с запчастями.
  1 августа 1937 в Куньмине из-за неполадок в двигателе разбился борт EU-XVIII. 17 августа того же года во время японского налёта в Нанкине был повреждён EU-XVII. 16 июля 1938 из-за сильного бокового ветра при посадке в Ханькоу разбился EU-XXI. 5 сентября 1938 возле Гонконга EU-XV был обстрелян в воздухе японскими истребителями. Однако ему удалось оторваться от них с незначительными повреждениями - 10 пулевых пробоин в фюзеляже и крыле. На следующий день атаке подвергся EU-XVII. Он получил более значительные повреждения, но полгода спустя вновь вышел на службу после ремонта.
   13 апреля 1939 при пересечении границы между Французским Индокитаем и Китаем (рейс из Ханоя в Куньмин) был обстрелян японскими бомбардировщиками EU-XIX. В самолёт попало 4 пули, он совершил вынужденную посадку в горной районе. Пять дней экипаж продирался через джунгли, пока не вышел в цивилизованное место. Затем к месту посадки была отправлена экспедиция, возглавляемая главным инженером Евразии Шнайдером, с большим числом китайских рабочих. Технические специалисты на месте отремонтировали машину, а рабочие проложили полосу длиной 325 метров, с которой самолёту удалось взлететь. Хотя центральный двигатель остановился через несколько секунд после взлёта, экипаж довёл машину до Куньмина, где Ju 52/3m продожил службу.
   8 апреля 1939 EU XV был повреждён при налёте японских ВВС на аэропорт Куньмина. 6 мая в Ханьчжуне на земле был атакован и уничтожен EU-XVII. 26 октября 1940 при вынужденной посадке в Куньмине сгорел EU-XXV.

   В конце 1940 на службе оставались 4 самолёта. В апреле 1941 прекратили работать немецкие пилоты, а 2 июля 1941, после разрыва дипломатических отношений с Германией, Китай вынуждены были покинуть оставшиеся немецкие специалисты. 29 августа Junkers Ju 52/3m были переведены на грузовые рейсы из Наньшуня в Гонконг - они возили вольфрам и цинк. 8 декабря 1941 Гонконг подвергся массированной бомбардировке японских ВВС, в результате которой были уничтожены 3 самолёта. Уцелел только EU-XIX. В июне 1942 он нерегулярно летал по маршрутам Чуньцин - Ланьчжоу - Сучжоу - Хами, Чуньцин - Куньмин, Чуньцин - Гуйлинь и Чуньцин - Чэнду.
   26 февраля 1943, после банкротства Евразии, EU-XIX перешёл на службу в авиакомпанию Central Air Transport Corporation, сформированную министерством коммуникаций. В мае 1943 самолёт был перерегистрирован как XT-ATA. В авиакомпании борт носил корпоративный номер Chung-5. Регулярных рейсов он не выполнял. 1 января 1944 самолёт был снят со службы, а в 1945 списан.
Junkers Ju-52/3m
серийный номер J5104
авиакомпания Eurasia
EU-XVII "Lanchou"
крупное изображение


   Ливан

  Compagnie Générale de Transports. С момента основания в 1945 ливанская авиакомпания владела тремя AAC.1 Toucan . Бортовые номера - L-RAMT (позже LR-AAJ, серийный 109), L-RAMY (LR-AAI, 113) и LR-AAC (73). Они летали на коротких региональных трассах, связывающих Бейрут с Дамаском, Иерусалимом, Багдадом и Каиром. Использовались недолго - к 1949 их заменили DC-3.


   Новая Гвинея

  Gibbes Sepik Airways имела самолёты с бортовыми номерами VH-BUU (J7256), VH-BUV (J7493), VH-BUW (J641375),. Они были приобретены у шведской фирмы M. Ahrenberg. VH-BUU поступил в октябре 1955, остальные в январе 1957. По прибытии двигатели BMW 132 были заменены на Pratt & Whitney R-1340-SH-G - 600 л.с., произведённые в Австралии, а двухлопастные винты на трёхлопастные Hamilton Standard 3-D40. Также были установлены дополнительные топливные баки.
  Перевод подержанных машин с севера в тропики не отразился на их работоспособности. Самолёты выполняли пассажирские и грузовые рейсы в отдалённые уголки Новой Гвинеи - туда, где не могли приземлиться DC-3. Также летали в Австралию. 17 октября 1959 при вынужденной посадке в Байер Ривер потерпел аварию VH-BUU. Остальные машины в том же году были переданы другой новогвинейской авиакомпании - Mandated Airlines. Здесь их регистрация изменилась: VH-BUV стал VH-GSS, VH-BUW - VH-GSW. Они работали до апреля 1960, после чего пошли на слом.


   СССР

  Аэрофлот Junkers Ju-52/3m не заказывал. Тем не менее, на эксплуатации в ГУ ГВФ находился ряд этих машин. Первый источник их поступления - эстонская авиакомпания AGO. В 1940, вскоре после присоединения Эстонии к СССР, сама компания и два её авиалайнера - ES-AGO и ES-AUL, стали частью вновь созданного Прибалтийского УГА. Их судьба после начала Великой Отечественной войны весьма противоречива. Одни источники утверждают, что самолёты были уничтожены. По другим их перевели на сибирский участок Управления магистрали Москва - Иркутск, где они летали, по крайней мере, до декабря 1941.
  Второй источник - трофеи войны. Первые трофейные машины начали поступать в ГВФ в октябре 1942. Особенно большой улов был после Сталинградской битвы - около 60 машин. Это были самолёты, ранее служившие в Luftwaffe и румынских ВВС. Часть из них вышли на линии, остальные послужили источником запчастей. Максимальное количество Ju-52/3m, одновременно находившихся в строю, не превышало 40 экземпляров.
  Внедрение в эксплуатацию потребовало решить ряд проблем - перевести документацию на русский язык, подобрать советские аналоги немецких комплектующих и ГСМ. Делались попытки замены двигателей BMW 132A на М-62ИР. На некоторые машины ставили советские радиостанции МРК-005 и радиокомпасы РПК-10. Зимой вместо шасси монтировались лыжи.
  Первоначально трофейные машины служили на нерегулярных линиях Западно-Сибирского УГВФ, а с весны 1943 на Урале и в Поволжье. Здесь зенитчики нередко принимали аэрофлотовские "Юнкерсы" за самолёты Luftwaffe и открывали по ним огонь. Так 12 мая 1943 один борт был подбит над Ульяновском, но ему удалось совершить вынужденную посадку.
  Осенью 1943 на Ju-52/3m были открыты регулярные линии Свердловск - Красноярск и Куйбышев - Ташкент - Алма-Ата. Затем появились и другие регулярные маршруты. Самолёты летали от Якутии до Туркмении, одинаково хорошо зарекомендовав себя в разных климатических условиях. На пассажирских линиях самолёты работали до конца 1947. Затем их перевели на грузоперевозки, в основном в Восточно-Сибирском УГВФ, где они возили продовольствие на прииски.
  Ju-52/3m был одним из самых надёжных самолётов Аэрофлота. Тем не менее, два линейных самолёта потерпели катастрофу. 24 октября 1943 разбился Ju-52/3m (бортовой номер СССР-Л37), совершавший рейс Уфа - Челябинск, экипаж погиб. Другой разбился в Казахстане в 1946, погибли 4 человека.
Junkers Ju-52/3mg7e
ГУ ГВФ СССР (Аэрофлот)

бортовой СССР-Л59
крупное изображение

  Полярная Авиация Главсевморпути получила два Ju-52/3m летом 1945, один из них был зарегистрирован как Н-380. На Красноярском авиазаводе №477 была проведена доработка - установлена система обогрева кабин, заменены капоты. Машина эксплуатировались в Игарской авиагруппе до начала 1949.

 Другие операторы. Ju-52/3m использовался для воздушных перевозок и в Главном Управлении лагерей МВД СССР. Два самолёта летали в авиаотряде Норильского комбината до начала 1950. Служебные машины имел Минрыбпром - в начале 1949 три машины использовались в архангельском тресте "Севрыба". По крайней мере, один самолёт использовался Минавиапромом.


   ЮАР/ЮАС

   South African Airways. Первый Ju52/3m ZS-AFA "Jan van Riebeeck" (J4058) начал службу 1 ноября 1934, спустя 10 месяцев после создания авиакомпании. До конца года поступили ещё две машины - ZS-AFB "Lord Charles Somerset" (J4059), ZS-AFC "Simon van der Stel" (J4060). В 1935 флот пополнил один самолёт - ZS-AFD "Sir Benjamin d'Urban" (J4061). Эти были машины модификации Ju 52/3mge с кабиной на 14 пассажиров.
  В 1937 - 1938 прибыли ещё 11 экземпляров - ZS-AJF "Andries Pretorius" (J5773), ZS-AJG "Piet Retief" (J5789), ZS-AJH "Erasmus Smit" (J5792), ZS-AJI "Major Warden" (J5896), ZS-AJJ "Sir George Grey" (J5899), ZS-AKY "Earl of Caledon" (J5351), ZS-ALO "William Adriaan van der Stel" (J5893), ZS-ALP "Louis Botha" (J5902), ZS-ALR "Paul Kruger" (J5905), ZS-ALS "Sir Harry Smith" (J5908) и ZS-ALU "Sir Peregrine Maitland" (J5911). После поступления этих машин первая партия 1934 была продана в Испанию и Бразилию.
  Самолёты работали на внутренних линиях, летали в Юго-Западную Африку (нынешняя Намибия), Анголу, Северную и Южную Родезию, Бельгийское Конго. Главный объём перевозок приходился на трассу Кейптаун - Бофорт Уэст - Кимберли - Йоханнесбург. Благодаря скорости и комфорту рейсы пользовались большим спросом. Машины показали высокую надёжность, тем не менее, не обошлось без потерь. 16 июня 1937, вскоре после поступления на службу, потерпел катастрофу ZS-AKY. Он разбился и сгорел при попытке взлёта с йоханнесбургского аэропорта Рэнд, одна пассажирка вскоре скончалась. Это была первая катастрофа в истории South African Airways.
  Когда началась Вторая Мировая война, несколько самолётов были реквизированы SAAF - South African Air Force. Оставшиеся летали до 24 мая 1940, затем также перешли на службу в южно-африканские ВВС. Здесь их служба отмечена переброской южноафриканских солдат на границу с Сомали осенью 1940.

Junkers Ju 52-3mge
серийный номер J4061
South African Airways
ZS-AFD "Sir Benjamin d'Urban"
крупное изображение

   South African Historic Flight. South African Airways, подобно Lufthansa, поддержала группу энтузиастов, предложивших реставрировать "Тётушку Ю". В 1981 у частного лица был куплен самолёт CASA 352L. Энтузиасты постарались воссоздать подлинный вид интерьера. Машина получила регистрационный номер ZS-UYU. Однако на борту нанесли надписи "ZS-AFA" и "Jan van Riebeeck", в честь первого Ju52/3m южно-африканской авиакомпании. С 16 января 1984 дочерняя компания South African Historic Flight начала возить любителей авиастарины. (Контактную информацию можно найти здесь.) Выполняются обзорные полёты - в этом случае на борт допускается 16 пассажиров, и чартерные - 12 пассажиров.


последняя редакция 13.12.2011

назад

На титульную страницу
Hosted by uCoz