Sikorsky S-40

Sikorsky Aviation Div, United Aircraft & Transport Corp. (США)

Крупнейший авиалайнер морского базирования в начале 1930-х

Первый полёт - 7 августа 1931

Производство
Начало - 1931
Конец - 1932

Эксплуатация
Начало - 1931
Конец - 1944


Авиакомпании:

 

США

-Pan American Airways, Inc. (1931 - 1944) 3

 

  Достигнув коммерческого успеха с восьмиместным S-38, Игорь Иванович Сикорский вновь вернулся к идее большого авиалайнера. Для новой модели он выбрал схему, хорошо зарекомендовавшую себя на Sikorsky S-38. Общие габариты амфибии были увеличены, конструкция усилена, малое нижнее крыло убрано. В качестве силовой установки были предложены четыре двигателя Pratt & Whitney Hornet B. Так возникла сороковая модель конструкции Сикорского. Отсюда наименование самолёта - S-40. Кроме того, число 40 обозначало количество пассажиров, которое авиалайнер был способен поднять в воздух.
  Предварительные работы начались в 1928 - в октябре модель продули в аэродинамической трубе. В апреле 1929 корпус амфибии прошёл гидродинамические испытания в Вашингтоне. Работой заинтересовался главный заказчик фирмы Сикорского - авиакомпания Pan American Airways. В конце 1920-х Pan American быстро расширяла сеть карибских и южноамериканских линий. В связи с растущим спросом ей понадобился самолёт, способный перевозить 40 - 45 пассажиров. Официальный заказ на разработку поступил 20 декабря 1929.
  Первый полёт S-40 состоялся 7 августа 1931. А уже 10 октября заказчик получил машину в своё распоряжение. Торжественное крещение самолёта произошло на военно-морском аэродроме Анакоста в столице США. Жена президента Герберта Гувера окропила его водой из Карибского моря (поскольку в США действовал сухой закон, от традиционного шампанского пришлось отказаться). Самолёт получил бортовой номер NC80V и собственное имя American Clipper. Это вошло в традицию - давать новым лайнерам Pan American имена, в состав которых входило бы слово "Клипер" (название самых быстроходных парусников XIX века).

  19 ноября 1931 самолёт вышел на линию Майами - Гавана - Кингстон (Ямайка) - Барранкилья (Колумбия) - Зона Панамского канала. Трассу проложил Чарльз Линдберг. В том же месяце авиакомпания получила вторую машину NC81V Caribbean Clipper. В августе 1932 третью - NC752V Southern Clipper. Хотя машина могла перевозить 40 пассажиров (и шесть членов экипажа), при работе на линии на борт брали не более 28 пассажиров. Лишь в таком варианте гидроплан был способен беспосадочно преодолеть участок Кингстон - Барранкилья, протяжённостью в 965 км. Впрочем, самолёты использовали и на более коротких трассах - из США в Мексику и на острова Карибского бассейна, где не было ограничений по полезной нагрузке. Машины можно было увидеть и на Гавайях.
  В первоначальном виде S-40 летали до 1935. Зимой 1934 - 1935 была проведена доработка. Прежде всего, удалили шасси. Оно было нужно лишь для подъёма самолёта из воды на площадку, где происходила посадка и высадка пассажиров. Во время же полёта оно лишь создавало значительное аэродинамическое сопротивление. После демонтажа шасси самолёт стали поднимать из воды с помощью специальной тележки. Другое новшество - установка более мощных двигателей Hornet T2D1. С них сняли кольца Тауненда, поскольку с кольцами двигатели перегревались. Доработанные машины получили название S-40A. Вновь на линии они вышли 4 марта 1935. В 1941 экземпляр NC80V стали использовать для обучения молодых пилотов, что продолжалось до 1943. Остальные машины перевели на грузоперевозки. С этой целью пассажирские сиденья были демонтированы. Обслуживанием грузовых линий Pan American самолёты занимались до 1944.
  Высокая скорость не была главной целью при разработке S-40 (в отличие от других американских конструкций того времени). Сикорский поставил перед конструкторами другую задачу - добиться максимального комфорта и безопасности. Те с заданием справились. Удобства пассажирских помещений самолёта можно было сопоставить лишь с комфортом океанских лайнеров. Пассажирский салон состоял из несколько кают с мягкими креслами и красивой отделкой. Отсутствие топливных баков в фюзеляже позволяло пассажирам курить в полёте. Явным преимуществом перед другими пассажирскими гидропланами выглядела и сухопутная посадка пассажиров. Это же облегчало межполётное обслуживание машины. Что же касается уровня надёжности и безопасности авиалайнера, об этом свидетельствует статистика - регулярность перевозок составляла 99%. Единственным серьёзным недостатком была устарелая конструкция. В связи с чем другие авиакомпании интереса к S-40 не проявили. Он так и остался лишь в трёх экземплярах.

 


Конструкция

Четырёхмоторный гидроплан смешанной конструкции с высокорасположенным крылом

Фюзеляж - лодка прямоугольного сечения с килеватым днищем. Набор из дюралевых деталей, обшивка гладкая из плакированного алюминия. Впереди носовой отсек, затем кабина экипажа. За ней водонепроницаемый пассажирский салон, разбитый на несколько кают. Вдоль бортов длинные прямоугольные окна.


Крыло - прямоугольное с закруглёнными концами. Связано с фюзеляжем с помощью системы стоек и распорок. Лонжероны из дюраля, нервюры стальные, обшивка полотняная.

Двигатель - Четыре двигателя в гондолах на стойках между крыльями. В первоначальной модификации закрыты кольцами Тауненда. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:
- Pratt & Whitney Hornet B - 575 л.с./423 кВт 9-ти цилиндровый звёздообразный воздушного охлаждения (S-40)
- Pratt & Whitney Hornet T2D1 - 660 л.с./ 485 кВт 9-ти цилиндровый звёздообразный воздушного охлаждения (S-40A)
винт двухлопастный, запас топлива - 2100 л в крыле и по 900 л в гондолах двигателей.

Оперение - двухкилевое. Кили и стабилизатор связаны с верхним крылом с помощью двух балок.

Шасси - устанавливалось на ранней версии самолёта. Шасси двухстоечное, с хвостовым колесом. По одному колесу на каждой стойке. Стойки крепятся к корпусу, поднимаются при движении по воде. Колеса с тормозами Sikorsky. Маслянно-пружинные амортизаторы.

 
   

Размах крыльев, м

 
34,74
     
   

Площадь крыльев, кв.м

 
161,64
     
   

Длина, м

 
23,76
     
   

Высота, м

 
7,26
     
   

Взлетный вес, кг.

 
15436
     
   

Вес пустого, кг.

 
9530
     
   

Скорость макс., км/час

 
220
     
   

Скорость крейс., км/час

 
180
     
   

Потолок, м

 
3570
     
   

Дальность полёта, км

 
1250
     
   

Количество пассажиров

 
28 - 40
     
   

Произведено самолётов

3

 

 


Sikorsky S-40 (NC80V "American Clipper") авиакомпании Pan American Airways

последняя редакция 30.08.2004

На титульную страницу
Hosted by uCoz