Latécoère Laté 28

SIDAL - Societé Industrielle des Avions Latécoère (Франция)

Первый полёт - январь 1929

Производство
Начало - 1929
Конец - 1932

Эксплуатация
Начало - 1929
Конец - 1937

 


Авиакомпании:

 

Франция

- Aéropostale - Compagnie Générale Aéropostale (1929 - 1932) - 42
- Air Orient (? - 1932)
- SCELA - Societé Centrale pour l’Exploitation des Lignes Aériennes/Air France (1932 - ?) - 34

 

Аргентина

- Aeroposta Argentina - 3

 

Венесуэла

- LAV - Linea Aeropostal Venezolana (? -1937) - 3

  
  Кроме того самолёт использовался в военно-морской авиации Франции, испанских республиканских ВВС, ВВС Венесуэлы

  В 1920-х авиалайнеры производились многими французскими фирмами. Самой плодовитой из них, пожалуй, была компания SIDAL, принадлежавшая Пьеру-Жоржу Латекоеру (Pierre-Georges Latécoère). Первым вышел на линии самолёт Laté-3 (летал в авиакомпании Ligne France Espagne Maroc). Это был небольшой одномоторный биплан, типа D.H.4, выпущенный в одном экземпляре. В 1922 появился одномоторный 6-ти местный Laté 8 Limousine. Он использовался на трассах Франции и Испании, однако удачным этот самолёт назвать нельзя. Из-за него Латекоер даже попал под суд. Следующим стал Laté 16. Его выпустили в небольшой серии. Этот и последующие пассажирские самолёты Латекоера - двухмоторный Laté 15 (6 пассажиров, 1925 год), одномоторные Laté 17 и Laté 26(1926), были подкосными высокопланами. Laté 26 строился большой серией.
  Основным заказчиком SIDAL'а была авиакомпания самого Латекоера. Некоторое время она носила имя хозяина. А в 1927 её купил банкир Марсель Буаллу-Лафонт, изменив название на Aéropostale. Вскоре после окончания Первой Мировой войны эта компания проложила линии из Франции, через Испанию, в Северную Африку. Позже открылся аргентинский филиал, который осваивал трассы Южной Америки. Трудная работа пилотов авиакомпании красочно описана у Антуана де Сент-Экзюпери.
  Летом 1927 по заданию Aéropostale фирма SIDAL начала разработку более комфортабельного и надёжного авиалайнера на 8 пассажиров. Он создавался на базе Laté 26. Размеры самолёта увеличили, улучшили аэродинамику. Новая модель получила название Laté 28. Первый полёт совершил пилот Негрен в начале 1929.

  В мае 1929 самолёт вышел на линию Тулуза - Касабланка. Рейс длился 10 часов с промежуточными посадками в Барселоне, Аликанте, Малаге и Танжере. С августа того же года Laté 28 начал летать на трассе Париж - Мадрид. Позже самолёт стал обслуживать и остальные линии Aéropostale.
  В 1930 была предпринята попытка наладить с помощью Laté 28 трансатлантическую линию из Западной Африки в Южную Америку. 12 - 13 мая 1930 состоялся перелёт Сен-Луи (Сенегал) - Натал (Бразилия). Экипаж пилота Жана Мермоза (Jean Mermoz, 1901 - 1936), штурмана Жана Дабри и радиста Леопольда Жимье на экземпляре "Compte de la Vaulx" с бортовым номером F-AJNQ, преодолел расстояние 3173,2 км в самой узкой части Атлантики. В Новый Свет были доставлены 200 кг почты из Франции. Затем три других экипажа доставили письма из Натала уже в пункты назначения - Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес и Сантьяго-де-Чили. Трансатлантический перелёт выполнила модификация Laté 28.3 с поплавками вместо шасси. Специально снаряжённый для пересечения Атлантики самолёт имел массу 5017 кг. Однако этому самолёту не было суждено открыть регулярную трансатлантическую линию. По тем же причинам, что и Rohrbach Romar'у.
  Кроме Laté 28.3 существовало ешё несколько версий. Они отличались друг от друга компоновкой отсеков для полезной нагрузки и типами двигателей. Самыми массовыми были варианты Laté 28.0 и 28.1. Именно они летали на коммерческих трассах. Остальные были построены в одном - двух экземплярах, либо переделаны из других модификаций. Их использовали для проведения исследований, достижения рекордов или для военных целей.
  В 1932 Aéropostale была ликвидирована и поглощена вновь созданной авиакомпанией SCELA (с 1933 Air France), в которую также вошли Air Union, CIDNA и Lignes Farman. А ещё Air Orient, которая обслуживала линии из метрополии во Французский Индокитай. Она также имела Laté 28. От обеих компаний Air France унаследовала 34 авиалайнера.
  Кроме того, 6 самолётов летали в Южной Америке, в дочерних компаниях Aéropostale. Три авиалайнера обслуживали трассы Aeroposta Argentina. Сначала линию между аргентинскими городами Баия Бланка и Комодоро Ривадавия. Затем они начали летать и в другие города - как внутри страны, так и в Чили, Бразилии, Парагвае. Ещё три самолёта использовала венесуэльская Linea Aeropostal Venezolana на линии между Маракайбо и Сьюдад Боливаром. На венесуэльских трассах Laté 28 летали дольше всего - до 1937. Затем оставшиеся в строю машины были списаны. До наших дней не сохранилось ни одного самолёта.

 

Конструкция
Одномоторный подкосной высокоплан классической схемы

Фюзеляж - прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Каркас металлический. Обшивка в передней и средней части металлическая, в задней - полотняная. Впереди моторный отсек. Затем закрытая пилотская кабина. Под ней переднее багажное отделение. За ним пассажирский салон с 4 рядами кресел, расположенных по два по бортам, между ними проход. Длина салона - 3,38м; ширина - 1,70. В задней части салона сантехническая кабина с умывальником. Позади салона второе багажное отделение объёмом 2 куб.м.

Крыло - прямоугольное, подкосное, по два подкоса с каждого борта. Каркас - два дюралевых лонжерона и деревянные нервюры. Обшивка полотняная.

Двигатель - 1 поршневый двигатель, установленный в носу:
- Gnôme Rhône 14Kb - 700 л.с./ 518 кВт (Laté 28.4)
- Hispano-Suiza 12 Hbr - 500 л.с./ 370 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный водяного охлаждения (Laté 28.1)
- Hispano-Suiza 12 Nbr - 650 л.с./ 482 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный водяного охлаждения (Laté 28.2, Laté 28.5, Laté 28.6, Laté 28.8, Laté 28.9)
- Hispano-Suiza 12 Lbrx - 600 л.с./ 444 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный водяного охлаждения (Laté 28.3)
- Renault 12Jb - 500 л.с./ 370 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный водяного охлаждения (Laté 28.0)
винт двухлопастный цельнометаллический Reed

Оперение - однокилевое с двумя стабилизаторами. Каркас металлический, обшивка полотняная

Шасси - двухстоечное - по два колеса на каждой стойке, с хвостовым костылём. Стойки V-образные. По одному колесу на каждой стойке. В варианте гидроплана (Late 28.3, Late 28.5) вместо колёс устанавливались поплавки

 

   

Размах крыльев, м

19,25
   
   

Площадь крыльев, кв.м

48,6
   
   

Длина, м

13,645
   
   

Высота, м

3,58
   
   

Взлетный вес, кг.

4040
   
   

Вес пустого, кг.

2166
   
   

Скорость макс., км/час

222
 
   

Скорость крейс., км/час

200
 
   

Потолок, м

5200
 
   

Дальность полёта, км

1600
 
   

Коммерческая нагрузка

8 пассажиров или 850 кг. груза
 
   

Произведено самолётов

48

 


Laté 28.1 ( F-AJLO) авиакомпании Aéropostale (Франция)

последняя редакция 11.05.2004

На титульную страницу
Hosted by uCoz