Lockheed Vega

Lockheed Aircraft Co.(США)

Самый скоростной авиалайнер конца 1920-х

Первый полёт - 4 июля 1927

Производство
Начало - 1927
Конец - 1930е

Эксплуатация
Начало - 1928, сентябрь
Конец - ?


Авиакомпании:

 

США

-Air Express
-Alaska Air Transport
-Alaska Coastal Airlines
-Alaska-Washington Airways
-Blue Bird Air Service
-Bowen Air Lines
-Braniff Airways (1930 - 1937)
-Continental Airways (1930 - 1932)
-Cross Airways
-International Airlines (1928 - 1931)
-Maddux Air Lines (1928 - 1929)
-Nevada Airlines (1929-1930)
-Pacific Alaska
-Panagra - Pan American Grace Airways, Inc.
-Rapid Air Transport
-Santa Maria Airlines
-T&WA - Transcontinental and Western Air, Inc.
-Universal Air Lines System (
-Varney Speed Lines/Varney Air Transport/Continental Airlines
-Wedell-Williams Air Service
-Western Air Transport
 

Канада

-Canadian Airways Ltd.
-Commercial Airways Ltd. (1929-?)
 

Мексика

-Lineas Aéreas Mineras
-Transportes Aéreos de Chiapas
 

Перу

-Aerovias Peruanas S. A. (1930-?)
-CAFSSA


  Кроме того самолёт был во владении частных лиц, корпораций, военных ведомств ряда стран

 

  В середине 1920-х в США начался бум авиаперевозок, весьма похожий на интернетный бум второй половины 1990-х. Чуть ли не каждый день создавались новые авиакомпании, требовались всё новые авиалайнеры. Спрос стимулировал выход на рынок неизвестных ранее производителей. Среди прочих и компании братьев Лоугхэд (Loughead). Впрочем, братья не были новичками в авиации. Ещё в 1912 Малкольм, Алан и Виктор Лоугхэды основали компанию Alco Hydro-Aeroplane Co. Однако особых успехов не достигли и в 1921 вынуждены были закрыть предприятие. Главным событием тех лет стал приём на работу талантливого, оригинально мыслящего, конструктора Джона Нортропа (John K. Northrop 1895 - 1981).
   Когда в 1926 сложилась благоприятная коньюктура, Алан и Малькольм Лоугхэды воссоздали авиастроительную фирму. Новое предприятие получило название Lockheed Aircraft Co. (братья сменили ирландскую фамилию Лоугхэд на англо-саксонскую Локхид). На должность главного конструктора был приглашён Джон Нортроп (перед тем работал на предприятии Дональда Дугласа). Он сразу же взялся за создание четырёхместного авиалайнера под один двигатель Wright Whirlwind J-5. Самолёт Нортропа заметно отличался от своих угловатых собратьев. Он имел красивые округлые формы, гладкую обшивку из многослойной прессованной фанеры, свободнонесущее оперение, у него отсутствовали тормозящие движение распорки, тросы и другие подобные элементы. Аппарат получил имя Vega - с тех пор звёздные названия самолётов стали традицией фирмы Lockheed. Машина строилась в голливудском гараже, арендованном Локхидами, в течение 6 месяцев.
   Прототип Lockheed Vega 1 впервые поднялся в воздух 4 июля 1927. Тщательная проработка аэродинамики отразилась на лётных качествах машины - скорость достигла 216 км/час, намного больше, чем у других самолётов с подобным двигателем. Необычный внешний вид и прекрасные лётные качества привлекли внимание многих заказчиков. Прототип купил Джордж Херст младший (отпрыск газетного магната) для участия в гонках из Калифорнии на Гавайи в августе 1927. Однако самолёт с Джеком Фростом и Гордоном Скоттом на борту, получивший имя Golden Eagle, бесследно исчез в волнах Тихого океана. Впрочем, в следующем году самолёт восстановил свою репутацию. Он совершил несколько выдающихся арктических перелётов, выполнил картографические работы в Антарктиде, победил в ряде американских воздушных гонок. Благодаря этому только за 1928 фирма получила заказ на 28 экземпляров.

  В октябре 1928 авиалайнер вышел на линии. Первой была авиакомпания International Airlines из Северной Дакоты. Затем последовали другие компании. Они покупали как первую модель, так и Vega 2 с более мощным двигателем Whirlwind J-6 (появилась в 1929). Эксплуатация этих машин была успешной. Хотя самолёты заметно уступали Ford 5-AT по вместительности, благодаря высокой скорости они успевали за одно и тоже время выполнить больше рейсов. Таким образом, производительность маленькой "Веги" была такой же, как у большого "Тримотора".
  Однако основными покупателями первых моделей были корпорации, использовавшие самолёты для служебных перевозок. Крупным же авиакомпаниям требовались более вместительные машины. В этой связи в 1929 возникла модель Vega 5 на шесть пассажиров. У нового самолёта были те же габариты, что у Vega 1, но он имел вдвое более мощный двигатель Pratt & Whitney Wasp. Это позволило Vega 5 не только поднимать больший груз, но и достичь гораздо большей крейсерской скорости - 266 км/час и выше. Пятая версия имела несколько модификаций. В каждой из последующих улучшение характеристик достигалось в основном за счёт дальнейшего совершенствования аэродинамики.
   Vega 5 позволила стать на ноги знаменитым американским авиакомпаниям. Например, Braniff Airways. В ноябре 1930 компания Пола Брэниффа выпустила "Веги" на трассу из Чикаго в Уичита-Фолс, Оклахома. Затем линия была продлена до техасского Далласа. До 1935 Vega 5 была основным скоростным лайнером Braniff Airways. Начала свою карьеру с "Вегой" и компания Varney Speed Lines. 15 июля 1934 она открыла трассу Пуэбло,Колорадо - Эль-Пасо,Техас с остановками в Лас Вегасе, Санта Фе и Альбукерке, Нью Мексико. Затем сеть стала расширяться. В 1937 компания превратилась в Continental Airlines - ныне одно из крупнейших авиатранспортных предприятий мира.
   Локхидовская "Вега" спостобствовала становлению и первой авиакомпании целиком созданной мексиканцами - Hermanos Sarbia Company (с 1933 Transportes Aéreos de Chiapas). Компания выполняла регулярные рейсы в юго-восточной части Мексики, где сухопутные коммуникации были развиты слабо. Пилоты возили не только пассажиров, но и любые грузы - почту, лекарства, пищевые и промышленные товары, а также животных.
   Lockheed Vega использовалась и в другой успешной латиноамериканской компании - Aerovias Peruanas. Правда, данное предприятие было создано американцами (авиакомпанией Panagra) для противостояния другой перуанской компании - Faucett. "Веги" вышли на линии летом 1930. На внутренних трассах конкурировать со скоростными машинами Aerovias Peruanas никто не мог. В одном из рейсов 4 августа 1934 была достигнута рекордная для авиалайнеров с неубираемым шасси средняя путевая скорость - 290 км/час.
   Модель Vega 5 прославилась и скоростными дальними перелётами. В 1930 - 1932 ряд рекордов установил пилот Уилли Пост на Vega 5B под названием Winnie Mae. Наиболее значительный из них - кругосветный перелёт в 1932 из Нью-Йорка через Канаду, Европу, СССР и Аляску за 7 суток 18 часов и 49 минут. На этом же самолёте Пост испытывал первый удачный высотный скафандр, поднимаясь почти на 11000 метров. 20-21 мая 1932 Амелия Эрхарт на подобном самолёте в одиночку совершила трансатлантический полёт из Ньюфаундленда в Северную Ирландию за 14 часов 52 минуты.
  Среди авиалайнеров 1920-х Lockheed Vega имела наиболее удачную аэродинамическую схему. У самолёта был очень низкий коэффициент лобового сопротивления - 0,0278, аэродинамическое качество 11,4 (редкие современные самолёты с неубираемым шасси имеют лучшие результаты). Основная заслуга здесь у конструктора Джона Нортропа. Но не только. Большой вклад в доработку машины внесла исследовательская организация NACA (предшественница сегодняшней NASA). Например, только благодаря использованию созданных в NACA капоту и обтекателям шасси удалось поднять скорость на 15 процентов.
  Кроме базовых моделей "Вега" имела и множество модификаций, включая поплавковые. Уже упомянутая Panagra использовала гидросамолёты на линиях в Центральную Америку. Всего же за несколько лет производства на головном предприятии в Бёрбанке, Калифорния, и филиалах было построено 128 самолётов деревянной конструкции под маркой Vega. Кроме того, в 1930 на предприятии Detroit Aircraft Corporation (детройтский филиал фирмы Lockheed) была создана металлическая модель Vega DL-1, речь о которой впереди.
   До нашего времени сохранился ряд машин, в том числе Lockheed Vega 5B Амелии Эрхарт, который хранится в Национальном Аэрокосмическом музее в Вашингтоне.


Конструкция

Цельнодеревянный свободнонесущий высокоплан классической схемы с одним поршневым двигателем

Фюзеляж - корпус круглого сечения, полумонокок. Каркас деревянный, обшитый многослойной клееной фанерой. Состоит из двух частей, склеенных под давлением.В передней части моторный отсек, затем закрытая пилотская кабина. За ней пассажирский салон на 4 - 6 человек.

Крыло - свободнонесущее, профиль в корневой части Clark Y-18, в концевой - Clark Y-9.5 (у модели Vega 5C). Гладкая несущая обшивка из клеенной многослойной фанеры.

Двигатель - один поршневой двигатель, установленный в моторном отсеке в носовой части фюзеляжа. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:

- Pratt & Whitney R-1340 Wasp B - 450 л.с./ 336 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный воздушного охлаждения
- Pratt & Whitney Wasp C-1 - 418 л.с./ 309 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный воздушного охлаждения
- Pratt & Whitney Wasp SC-1 - 446 л.с./ 330 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный воздушного охлаждения
- Wright Whirlwind J-5 - 220 л.с. / 162 квт (Vega 1)
- Wright Whirlwind J-6 - 300 л.с. / 220 квт (Vega 2)
винт двухлопастный

Оперение - однокилевое, классической схемы. Стабилизаторы свободнонесущие с рулями высоты

Шасси - двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке, с хвостовым колесом. На ряде самолётов поздних версий колёса основных стоек закрыты обтекателями.

 

     
Vega 1
 
Vega 5C
   
   

Размах крыла, м

 
12,49
 
12,49
   
   

Площадь крыла, кв.м

 
25,55
 
25,55
   
   

Длина, м

 
8,38
 
8,38
   
   

Высота, м

 
3,73
 
3,73
   
   

Макс. взлетный вес, кг.

 
1831
 
2146
   
   

Вес пустого, кг.

 
1131
 
1237
   
   

Скорость макс., км/час

 
288
 
312
   
   

Скорость крейс., км/час

 
248
 
292
   
   

Потолок, м

 
5642
 
5490
   
   

Дальность полёта, км

 
1127
 
880
   
   

Коммерческая нагрузка

 
4 пассажира
 
6 пассажиров
 
   

Произведено самолётов

128 (в т. ч. Vega 1 - 28; Vega 2 - 7; Vega 5 - 35; Vega 5A - 9; Vega 5B - 29; Vega 5C - 30) Часть самолётов ранних моделей дорабатывались в более поздние варианты.

 
 


Lockheed Vega 5C(N965Y), авиакомпании Varney Speed Lines

 

последняя редакция 08.05.2004

На титульную страницу
Hosted by uCoz