Fokker F.VII-3m


эксплуатация в авиакомпаниях мира
  • Нидерланды
  • Австралия
  • Бельгия
  • Великобритания
  • Индия
  • Испания
  • Италия
  • Нидерландская Индия
  • Польша
  • США
  • Франция
  • Чехословакия
  • Швейцария
  • Япония
  •  


      Нидерланды

       KLM начала эксплуатацию F.VII-3m первой среди европейских авиакомпаний. По числу заказов - четырнадцать самолётов, голландский оператор также лидировал, уступая лишь SABENA и Air France. Первые четыре F.VIIb-3m KLM получила осенью - зимой 1928 - H-NAEN (с 1929 PH-AEN, сер. 5095), H-NAEO (PH-AEO, 5096), H-NAEP (PH-AEP, 5097), H-NAEZ "Zwaluw" (PH-AEZ, 5122).
      В 1929 добавились ещё четыре - PH-ADP (5105), PH-AFE (5123), PH-AGB (5179), PH-AGR "Reiger"(5187). По три самолёта авиакомпания получила в 1930 - PH-AFO "Ooievaar" (5236), PH-AFR "Raaf" (5262), PH-AFS "Specht" (5263); и 1931 - PH-AFT (5237), PH-AGX (5286), PH-AIC "La Zelee" (5287). Кроме того, F.VIIa с номером H-NADR (4992) был конвертирован сначала в F.VIIa-3m (поменяв регистрацию на H-NADP), затем в F.VIIb-3m (PH-AET) и в конце концов снова превратился в одномоторный F.VIIa.
      В конце 1920-х - начале 1930-х трёхмоторные "семёрки" обслуживали основные европейские и ближневосточные маршруты KLM. Самолёты летали, например, в Афины, Белград, Будапешт, Ганновер, Каир, Софию, Константинополь (с 1930 Стамбул) и Рим. 30 мая 1929 открылась первая ночная почтовая линия.
      В сентябре - октябре 1928 было выполнено 6 экспериментальных рейсов из Амстердама в столицу Нидерландской Индии Батавию. Каждое путешествие продолжалось 12 дней, ежедневный налёт составлял 9 часов, в пути делалось 18 промежуточных посадок. В 1929 пробные рейсы продолжались три месяца - с 12 сентября по 12 декабря. И наконец, с 25 сентября 1930 полёты в Юго-Восточную Азию стали регулярными. Рейсы выполнялись каждые две недели. В довоенные годы это был самый протяжённый в мире пассажирский маршрут.
      В процессе службы несколько самолётов были потеряны. 19 октября 1929 на пути из Константинополя в Алеппо, Сирия, разбился PH-AGB. Вскоре после взлёта отказал первый двигатель. Экипаж решил вернуться в Константинополь, однако в низких облаках не смог найти просвета. Попытка посадки по приборам привела к тому, что машина врезалась в холм. Из трёх человек пострадал лишь второй пилот - он получил сотрясение мозга. Но самолёт был повреждён безвозвратно. 6 декабря 1931 в Бангкоке разбился направлявшийся в Рангун PH-AFO. При взлёте, не успев набрать безопасную высоту, он врезался в дамбу. Из 7 человек (4 члена экипажа и 3 пассажира) спасся только радист. Это была первая катастрофа на линии Амстердам - Батавия. 15 июля при взлёте из Хаамстеде, Нидерланды, из-за сильного ветра разбился выполнявший чартерный рейс PH-AEZ. На этот раз никто из находившихся на борту не пострадал.
      В середине 1930-х KLM начала распродавать флот F.VII-3m. Часть машин досталась другим европейским авиакомпаниям, два самолёта попали в охваченную гражданской войной Испанию - PH-AGR и PH-AFS (в августе 1936 посредством британской авиакомпании Crilly Airways).
    Fokker F.VIIb-3m
    авиакомпании KLM
    PH-AFR "Raaf"
    крупное изображение


       Австралия

      Australian National Airways - авиакомпания Кингсфорда Смита, купила пять Avro Ten в ноябре 1929 - апреле 1930. Самолёты получили имена VH-UMH "Southern Sky" (сер. 229), VH-UMG "Southern Star" (230), VH-UMI "Southern Moon" (231) , VH-UMF "Southern Cloud" (241), VH-UNA "Southern Sun" (388). В авиакомпании также был зарегистрирован VH-USU "Southern Cross", принадлежавший Кингсфорду Смиту.
      С 1 января 1930 самолёты выполняли ежедневные рейсы Брисбен - Сидней, продолжительностью 6 часов. 1 июня того же года была открыта линия Сидней - Мельбурн. 21 марта 1931 во время рейса из Сиднея в Мельбурн в горах Стратбози бесследно исчез "Southern Cloud". На борту были шесть пассажиров и два члена экипажа. Поиски, в которых участвовали 20 самолётов, продолжались 18 дней, однако результатов не дали (обломки машины обнаружили лишь в 1958). На тот момент это было самое тяжёлое лётное происшествие в Австралии. Оно имело широкий общественный резонанс, его следствием стало прекращение пассажирских перевозок авиакомпанией Australian National Airways.
      Некоторое время оставшиеся экземпляры возили почту. 29 апреля 1931 "Southern Sun" и "Southern Star" приняли участие в эксперименте по доставке авиапочты из Великобритании в Австралию. В Брисбене они забирали почту, доставленную сюда Кингсфордом Смитом на "Southern Cross" и развозили её отсюда в Сидней и Мельбурн. Во втором экспериментальном рейсе 14 мая участвовали "Southern Moon" и "Southern Sky". На этот раз они доставили почту из Дарвина в Сидней и Мельбурн соответственно.
      В середине 1931 Australian National Airways прекратила деятельность, её флот был распродан.
    Avro 618 Ten
    Australian National Airways
    VH-UNA "Southern Sun"
    крупное изображение

      Queensland Air Navigation - для базирующейся в Брисбене авиакомпании фирма Авро построила два экземпляра - VH-UNJ "City of Brisbane" (371) и VH-UPI "City of Sydney" (468). С 1 апреля 1930 они летали из столицы штата Куинсленд в Таунсвилл, а с 12 августа в Лисмор и Графтон. Правда недолго - в январе 1931 авиакомпания прекратила существование.

      New England Airways, Ltd. После закрытия Queensland Air Navigation её самолёты перешли к этой компании, также базировавшейся в Куинсленде. Ей также достался VH-UMH "Southern Sky", принадлежавший ранее Australian National Airways. В New England Airways он был переименован в "City of Grafton". 17 июля 1931 самолёты начали работать на линии Лисмор - Сидней. С 21 декабря 1934 использовались на регулярной почтовой службе Великобритания - Австралия - на участке Брисбен - Нарромайн. 28 января 1935 Avro Ten открыли ещё две линии Брисбен - Тувумба и Брисбен - Таунсвилл. 28 ноября 1935 VH-UMH разбился при посадке в Ньюкасле (Новый Южный Уэльс). В 1936 предприятие было поглощено авиакомпанией Airlines of Australia, которая использовала оставшиеся самолёты на маршрутах, связывающих Сидней, Брисбен, Ньюкасл, Тувумбу и Таунсвилл.
    Avro 618 Ten
    New England Airways
    VH-UMH "City of Grafton"
    крупное изображение

      После ликвидации Australian National Airways VH-UMG "Southern Star" был продан Hart Aircraft. С 4 апреля 1933 он регулярно - два раза в неделю, летали на трассе Мельбурн - о-в Флиндерс - Лансетон (Тасмания). Сервис прекратился в феврале 1934.

      Australian Transcontinental Airways - ещё один краткоживущий сервис на Avro Ten. Доставшийся от Hart Aircraft VH-UMG с 19 августа 1935 работал на линии Аделаида - Дарвин, пересекающей с юга на север весь Австралийский материк. Не имея правительственной субсидии, авиакомпания была вынуждена прекратить рейсы уже 11 октября 1935. Затем VH-UMG последовательно эксплуатировался в Eastern Air Transport, Kingsford Smith Air Service и закончил службу в 1942 в Новой Гвинее в авиакомпании Stephen Aviation.


       Бельгия

      Sabena. Крупнейший гражданский заказчик Fokker F.VII-3m. Начало поставок - январь 1929, конец - ноябрь 1932. Всего авиакомпания имела двадцать девять машин - OO-AID (сер. 5097), OO-AIE, OO-AIF, OO-AIG (3), OO-AIH, OO-AII, OO-AIJ, OO-AIK, OO-AIL, OO-AIL (второй экземпляр с таким номером), OO-AIM, OO-AIN, OO-AIN (второй экземпляр с таким номером), OO-AIO, OO-AIP, OO-AIQ, OO-AIR, OO-AIS, OO-AIT, OO-AIU, OO-AIV, OO-AIW, OO-AIX, OO-AIY, OO-AGG, OO-AGH "Edmond Thieffry", OO-AGI "Léopold Roger", OO-AGJ, OO-AGK. OO-AID изготовлен на фирме Fokker, OO-AIG куплен у Polskie Linie Lotnicze LOT, остальные построены на бельгийском предприятии SABCA.
      Авиалайнеры ежедневно летали из Брюсселя в ряд городов Западной Европы. Главные направления - Брюссель - Лондон и Антверпен - Гамбург. В 1931 открылась линия в Скандинавию (в Копенгаген и Мальмё). Фоккеровские "семёрки" также работали в Бельгийском Конго. С 23 февраля 1935 года крупнейшая африканская колония Бельгии была связана регулярными рейсами с метрополией. Первый рейс выполнил самолёт OO-AGH. Fokker F.VII-3m летал из Брюсселя в Леопольдвиль (ныне Киншаса) один раз в две недели. Рейс продолжался пять с половиной суток, или 56 лётных часов. Средняя скорость составляла 150 км/час. Вскоре на трассу вышел второй самолёт - OO-AGI. Однако эксплуатация "Фоккеров" на трансконтинентальной линии оказалась убыточной и в 1936 на смену им пришли Savoia Marchetti S.73.
      В середине 1930-х "Фоккеры" стали снимать и с европейских линий. В 1938 их количество сократилось до шести. Часть самолётов продали другим операторам, часть перевели в Бельгийское Конго. Жертвами лётных происшествий стали семь экземпляров. Три самолёта достались Luftwaffe в качестве трофеев во время захвата Бельгии Гитлером в 1940. Машины, оказавшиеся в Африке, служили там до конца Второй Мировой войны. Последние три самолёта были списаны летом 1945.
    SABCA-Fokker F.VIIb-3m
    авиакомпании Sabena
    бортовой номер OO-AIR
    крупное изображение


       Великобритания.

      Imperial Airways. В апреле 1931 авиакомпания получила первый Avro Ten G-AASP "Achilles" (384), в июне второй - G-ABLU "Apollo" (528). Машины были отправлены в Ирак, где выполняли чартерные рейсы по заказам Iraq Petroleum Co. (под брендом Iraq Petroleum Transport Co. Ltd.). Кроме того, самолёты занимались патрулированием нефтепроводов. В 1933 машины вернулись в Европу. Здесь они также работали на чартерных линиях, таких как Париж - Цюрих, Кройдон - Брюссель и др. 30 декабря 1933 G-ABLU врезался в радиомачту, расположенную между бельгийскими городами Гент и Брюгге, все 10 человек на борту погибли. G-AASP "Achilles" же просуществовал до апреля 1940.
    Avro 618 Ten
    Imperial Airways
    G-AASP "Achilles"
    крупное изображение

    Midland & Scottish Air Ferries - один из непоставленных Indian State Airways (см. ниже) экземпляров Avro Ten в мае 1933 пополнил флот авиакомпании Джона Суорда. Здесь он получил номер G-ACGF (527). Самолёт заменил Airspeed Ferry на трассах Глазго - Белфаст, Глазго - Ливерпуль и Ливерпуль - Дублин. Этот экземпляр существовал дольше всех - он был списан в декабре 1946.


       Индия.

      Indian State Airways. В 1931 индийская авиакомпания заказала 4 Avro Ten. Однако из-за финансовых проблем был получен лишь один экземпляр. Ему был присвоен бортовой номер VT-ACT (524). Он использовался в качестве персонального самолёта вице-короля Индии. Две недопоставленные машины были переданы египетским ВВС. Затем одна из них попала в другую индийскую авиакомпанию - Indian National Airways, под обозначением VT-AFX (526). В 1934 она работала на линии Лахор - Карачи. В ноябре - декабре 1937 какой-то из этих двух самолётов участвовал в исследовательских полётах в провинции Южный Шан (Бирма). Целью исследований была прокладка воздушной трассы из Индии в Китай.


       Испания.

      CLASSA получила первый Fokker F.VIIb-3m 16 августа 1929. В Испании ему присвоили бортовую регистрацию M-CAHH (сер. 5127). В феврале 1930 поступил второй экземпляр - M-CAMA (5243). Оба самолёта были оснащены двигателями Armstrong Siddeley Lynx. В конце 1930 - начале 1931 флот пополнился ещё двумя машинами - M-CPPA (5244) и M-CAKK (5211). Здесь стояли Wright Whirlwind. M-CAHH прежде служил в швейцарской авиакомпании Balair под номером CH-160, остальные самолёты были новыми, построенными по заказу испанской авиакомпании.
      Вскоре после поступления первый экземпляр вышел на маршрут Мадрид - Биариц. Это была первая пассажирская линия испанской авиакомпании за пределы страны. В феврале 1930 "семёрки" начали летать в Париж. Самолёты также использовались на внутренних линиях, связывающих Мадрид, Барселону и Севилью, летали на принадлежащие Испании Канарские острова.
      Мировой экономический кризис больно ударил по CLASSA. В конце 1930 ряд рейсов был отменён, осталась только линия Мадрид - Барселона. В 1931 ситуация стала ещё хуже, самолёты часто простаивали. В апреле 1931 в Испании случилась революция, а год спустя республиканское правительство отозвало выданные ранее авиаперевозчикам лицензии. CLASSA прекратила существование.

      LAPE. Вслед за ликвидацией CLASSA в Испании была создана национальная авиакомпания Lineas Aéreas Postales Españolas - LAPE, унаследовавшая флот предшественницы. В начале 1930-х изменился порядок регистрации, поэтому M-CAHH сменил номер на EC-AHH (в LAPE он получил корпоративный номер 5). M-CAKK стал EC-AKK (8), M-CAMA - EC-AMA (10) и M-CPPA - EC-PPA (11). В 1932 -1933 прибавились ещё три машины -EC-AAU (сер. 5350, корп. 14) , EC-AUA (5351, 15) , EC-UAA (5352, 16). Это были последние экземпляры Fokker F.VII-3m, изготовленные на заводе Фоккера (самый последний с серийным номером 5353 также попал в Испанию - в Aviación Militar Española).
      В цветах LAPE "семёрки" летали в основном на внутренних линиях - по маршрутам Мадрид-Валенсия, Валенсия - Пальма-де-Майорка, Барселона - Пальма-де-Майорка, а также из континентальной Испании на Канары. Их можно было увидеть и на вновь открытой линии Мадрид-Лиссабон.
      С началом гражданской войны самолёты были переданы республиканским ВВС - FARE. Самолёты использовались как транспортные и бомбардировочные. В июле 1936 они участвовали в первых атаках на аэродром франкистов в Тетуане, Марокко. В 1937 самолёты LAPE выполняли спецзадание - они возили во Францию золотые слитки, которыми республиканское правительство расплачивалось за поставляемое оружие. 22 декабря 1937 во время одного из таких рейсов на юге Франции при посадке разбился EC-UAA, жертв не было. В годы гражданской войны также были потеряны EC-AMA, EC-AUA, остальные списаны в 1940.
      Следует отметить, что в Испанию разными путями попали ещё не менее четырёх Fokker F.VII-3m. Они участвовали в боевых действиях как в FARE, так и во франкистских ВВС Aviación Nacional.
    Fokker F.VIIb-3m (5352)
    авиакомпании LAPE
    бортовой EC-UAA
    крупное изображение


       Италия.

      Avio Linee Italiane. Авиакомпания, базировавшаяся в миланском аэропорту Тальедо, имела восемь Fokker F.VII-3m. Их номера и регистрации - I-AAXY (358), I-AAXZ (359), I-FERO (3039), I-ABBA (5212), I-BBEC (4982), I-BBED (5059), I-BBEE (5060), I-BBEF (5061). Первые три из указанных экземпляров были произведены на фирме Officine Ferroviarie Meridionale, остальные на заводе Фоккера.
       Предприятие, принадлежавшее автостроительному концерну FIAT, начало деятельность в 1928 с рейсов Милан - Тренто - Монако. Затем открылись линии в Турин, Цюрих и Рим. Первоначально в итальянскую столицу самолёты летали ежедневно, затем число рейсов удвоилось. 1 апреля 1931 начались полёты в Берлин с промежуточной посадкой в Мюнхене.
      Один самолёт был утерян в катастрофе - 15 апреля 1936 I-AAXZ врезался в гору Монте Бассо в 32 км от Турина, жертвами происшествия стали 7 человек. Остальные в разное время попали в государственную авиакомпанию Ala Littoria.
    Fokker F.VIIa-3m
    Avio Linee Italiane
    бортовой I-BBEC
    крупное изображение

      Ala Littoria. Кроме полученных от Avio Linee Italiane, созданная в 1934 национальная авиакомпания Италии имела ещё несколько экземпляров. Это борта I-AAIG (5206), I-ADUA (5238, прежде служил в Swissair под номером HB-LAO), I-DUCE, I-AFRO (5208 - HB-LBQ), I-UADI (5210 - HB-LBS), I-UEBI (5195), I-UGRI (5209 - HB-LBR). Всё это были Fokker F.VIIa-3m, за исключением I-DUCE - OFM Ro-10. Они служили на колониальных линиях авиакомпании. Со вступлением Италии во Вторую Мировую войну использовались в военно-транспортных операциях, например в греческой кампании 1940-1941.

    Fokker F.VIIa-3m
    Ala Littoria
    бортовой I-ADUA
    крупное изображение


     Нидерландская Индия

      KNILM. Для организации воздушных сообщений в Нидерландской Индии, KLM в июле 1928 основала в Батавии дочернее предприятие KNILM - Koninklijke Nederlandsch-Indische Luchtvaart Maatschappij. Одним из первых самолётов новой авиакомпании стал Fokker F.VII-3m. В июле 1929 было поставлено 5 самолётов. Это PK-AFA (сер. 5069, корпорат. 1), PK-AFB (5070, 2), PK-AFC "Abel Tasman" (5071, 3), PK-AFD (5072, 4), PK-AFE (5123, 5). В декабре 1930 поступили ещё 2 - PK-AFF (5188, 11) и PK-AFG (5189, 12).
      Самолёты выполняли регулярные рейсы из Батавии в крупнейшие города страны - Бандунг, Семаранг, Сурабаю, Палембанг, Медан. 4 марта 1930 состоялся первый международный рейс - из Палембанга в Сингапур. В 1931 PK-AFC "Abel Tasman" совершил первый полёт в Австралию с грузом европейской почты. Самолёт вылетел из Батавии 12 мая. Сделав промежуточные посадки на Тиморе, Уиндеме, Западная Австралия, и Брисбене он прибыл в Мельбурн 19 мая. Затем, разгрузив в Сиднее почту для Новой Зеландии, он вернулся в Батавию 27 мая.
      14 февраля 1932 этот самолёт потерпел аварию на Суматре и был списан. 16 августа того же года на Бали разбился PK-AFE. Большинство остальных машин прослужили до 1938, а PK-AFG сохранился до 9 февраля 1942, когда был уничтожен в результате военных действий.


       Польша

     LOT. Fokker F.VII-3m стал первым самолётом польской национальной авиакомпании, сформированной в январе 1929. Все поставленные для PLL LOT самолёты были построены польской фирмой Zaklady Mechaniczne E. Plage i T. Laskiewicz.
      Перед этим в мае 1928 польское министерство транспорта приобрело один самолёт голландского производства с двигателями Wright J-5. Он получил регистрационный номер P-PAAA (сер. 5057). Машина прошла оценочные испытания, после которых должна была поступить в существовавшую тогда авиакомпанию PLL Aerolot. Однако 31 июля 1928 она разбилась при попытке совершить ночную посадку на неосвещённую полосу в Багдаде.
      В PLL LOT же были поставлены самолёты со следующими номерами - SP-ABA "Anka" (сер. 01), SP-ABB "Basia" (02) , SP-ABC "Celina" (03), SP-ABD "Danusia" (04), SP-ABE "Ewa" (05), SP-ABF "Flora" (06) , SP-ABG "Grazina" (07), SP-ABH "Hela" (08) , SP-ABI "Iza" (09) и SP-ABK "Krysia" (10). Поставки осуществлялись с 1930 по 1933. В 1930 SP-ABC "Celina" был передан бельгийской авиакомпании Sabena, сменив номер на OO-AIG. Взамен него польская авиакомпания получила экземпляр с серийным номером 11. Ему был присвоен тот же бортовой номер и то же название, что у самолёта с серийным номером 03.
      Работа на линиях началась 1 июня 1930 с рейса Варшава - Черновцы - Бухарест. Затем эта линия была продлена до Софии и Салоник. "Семёрки" работали и на других маршрутах.
      В 1931 на машины поставили металлические винты. В 1934 - 1935 пять самолётов были доработаны для перевозки 10 пассажиров. При этом двигатели заменили на Pratt & Whitney Wasp Junior. После доработки машины сменили регистрацию: SP-ABI на SP-AOC, SP-ABF - SP-AOE, SP-ABH - SP-AOF, SP-ABC (2) - SP-AOG, SP-ABK - SP-AOT. В 1934 - 1935 польская авиакомпания приобрела ещё три самолёта производства Plage i Laskiewicz в бомбардировочной версии - SP-AMH (70-01), SP-AMI (70-02) и SP-AMK (70-03). В 1937 SP-AMH был переделан в двухмоторный вариант - экземпляр использовался для аэрофотосъёмки.
      В 1936 SP-ABA был потерян в лётном происшествии, в том же году списаны SP-ABB, SP-ABD, SP-ABG, SP-AOF, а в 1938 SP-AOE. К концу 1938 на линиях работали только 4 машины. С началом Второй Мировой войны три из них - SP-AOG, SP-AMH, SP-AMI, перелетели в Румынию, где были интернированы. SP-AOC в этой время находился в Польше.
    Fokker F.VIIb-3m
    P.L.L. Lot
    бортовой SP-AOE
    крупное изображение


       США

     Pan American Airways. Fokker F.VII-3m стал первым самолётом, приобретённым авиакомпанией Хуана Триппа. В сентябре 1927 Pan American купила два экземпляра - NC53 "General Machado" (сер. 703) и NC3314 "General New" (5022/612). Выбор машины в немалой степени был связан с тем, что техническим советником Pan American был соратник Фоккера - Андре Пристер.
      19 октября 1927 NC53 "General Machado" совершил первый рейс из Ки-Уэст, Флорида, в Гавану с 350 кг почты. Полёт продолжался 1 час 20 минут. Регулярные пассажирские перевозки по этому маршруту начались 16 января 1928. Они осуществлялись в соответствии с  почтовым контрактом FAM-4.
      Надо сказать, что авиакомпания рисковала - ведь колёсный самолёт должен был преодолеть 150-ти километровый участок открытого моря. Это кончилось плачевно для NC53 - 15 августа 1928 он затонул при вынужденной посадке в Мексиканском заливе (первое лётное происшествие в истории Pan American). Взамен потерянной машины 31 августа был поставлен третий экземпляр NC 5192 (614).
      Риск и высокие цены билетов не останавливали воздушных путешественников - стимулом был сухой закон в США. 29 октября 1928 "Фоккеры" стали летать в Гавану по более выгодному маршруту из Майами. Однако, Pan American не хотела больше терять колёсные самолёты на морских трассах. Вместо "семёрок" стали работать Sikorsky S-38, а Fokker F.VII-3m достался мексиканской дочке Compañia Mexicana De Aviación.
    Fokker F.VIIb-3m
    Pan American Airways
    NC 3314 "General New"
    крупное изображение

      Philadelphia Rapid Transit Air Service. Pan American Airways была самым знаменитым американским оператором Fokker F.VII-3m, но не первым. Первой не только в США, но и во всём мире оказалась компания Philadelphia Rapid Transit Air Service. Летом 1926 она приобрела два самолёта - NC1661 "Wilbur"(5094/609) и NC3080 "Kendrick"(4980/603). К 150-летию независимости США она открыла рейс между городом, где декларация независимости была подписана, и столицей США. С 6 июля 1926 между Филадельфией и Вашингтоном ежедневно осуществлялось до трёх рейсов. Кроме пассажиров машины возили почту по контракту CAM-13. Стоимость поездки в одном направлении составляла 15 долларов.
      10 октября появился второй маршрут - Филадельфия - Норфолк (контракт CAM-15). Однако вскоре авиакомпания столкнулась с крупными финансовыми потерями. 30 ноября 1926, когда закончились празднества по случаю 150-летия, она прекратила деятельность. К этому времени самолёты успели перевезти 3695 пассажиров без единого лётного происшествия.
      После закрытия Philadelphia Rapid Transit Air Service самолёты достались нью-йоркской авиакомпании Reynolds Airways. Кроме того, эта компания получила с завода Atlantic Aircraft и третий экземпляр - NC3085 (5007/610). Правда он служил недолго и в 1927 был списан. Чуть дольше эксплуатировался NC3080, 18 февраля 1929 он потерпел аварию в районе Цинциннати. Оставшийся борт NC1661 (сменив регистрацию на NR1661) в июне 1931 был продан флоридской авиакомпании Roosevelt Flying Service.

       Fokker F.VII-3m использовали ещё несколько американских операторов. В конце 1926 самолёт модификации C-2 получила Colonial Airways. С 4 апреля 1927 он работал на линии Нью-Йорк - Бостон. На этой трассе впервые в США выполнялись ночные пассажирские рейсы. Однако эксплуатация линии продолжалась недолго, авиалайнер переключился на проведение обзорных полётов над Нью-Йорком. 19 июня 1927 он был повреждён при вынужденной посадке.
      В 1929 "семёрку" использовала авиакомпания Continental Air Express из Южной Калифорнии. NC2195 (4955/602) работал на маршрутах, ведущих из Сан-Диего в Бейкерсфилд, Фресно и Аламеду. 29 сентября 1930 он потерпел аварию возле Саугуса.


       Франция

       CIDNA. Авиакомпания CIDNA имела 12 экземпляров этой модели. С завода Фоккера ей были поставлены 3 F.VIIb-3m - F-AJCH (5136), F-AJCI (5137) и F-AJCJ (5138). У чешской фирмы Avia были приобретены ещё 3 самолёта - F-ALGR (16), F-ALGS (17), F-ALGT (18). Все они были оснащены двигателями Gnôme Rhône Titan. Начало поставок - сентябрь 1929.
       Кроме того в 1929 - 1932, 6 имевшихся у CIDNA F.VIIa были конвертированы в F.VIIa-3m - F-AIYU (5129), F-AIYV (5130), F-AIYX (5131), F-AJBG (5132), F-AJBH (5133), F-AJBI (5134), F-AJBJ (5135). F-AJBH (5133) был доработан на фирме Avia, после чего изменил регистрацию на F-AMBH. В 1932 на Avia подвергся доработке и F-ALGT - на самолёт было поставлено новое крыло. После этого серийный номер поменялся на 24.
      Машины использовались на восточноевропейских линиях авиакомпании.
    Fokker F.VIIb-3m
    авиакомпании CIDNA
    бортовой номер F-AJCH
    крупное изображение

      Air Orient. Авиакомпания, работавшая на азиатском направлении, располагала девятью самолётами типа Fokker F.VII-3m. Три машины были приобретены непосредственно на фирме Fokker - F-ALUJ (5306), F-ALUK (5307), F-AMBU (5328). Ещё шесть самолётов перекуплены у авиакомпании KLM - PH-AEN стал F-ALSA, PH-AIC - F-ALSB, PH-AEO - F-ALSG, PH-AGX - F-ALZQ, PH-AFT - F-ALZR, PH-AFR - F-AMFS.
      Самолёты использовались на индокитайской линии, на участке Дамаск - Сайгон. 7 июня 1931 F-ALSG потерпел катастрофу в Сандовае, Бирма, погибло 4 человека. Остальные в 1933 переданы в Air France.

      Air France - имела 17 самолётов, доставшихся ей в наследство от CIDNA и Air Orient. Каждый самолёт получил собственное имя. Так, F-AJCH стал "La Radieuse", F-AJCI - "La Sérieuse", F-AJCJ - "La Gracieuse", F-ALGT - "La Railleuse", F-ALSB - "La Zélée", F-ALSE - "La Joeuse", F-ALUJ -"La Sémillante", F-ALUK - "La Maliceuse", F-ALZQ - "La Courageuse", F-ALZR "La Resolue", F-AMFS -"La Curieuse".
      Некоторое время самолёты продолжали летать на тех же линиях, что в CIDNA и Air Orient. Кроме того, использовались на линиях в Западной Европе и Северной Африке - например, Тулуза - Касабланка и Марсель - Барселона.
      F-AJCH и F-ALGT разбились в 1935, F-AMFS в 1936 был продан португальской авиакомпании Aero Portuguese, где получил регистрацию CS-AAM. F-AJCI в 1937 попал в руки частному владельцу. Оставшиеся самолёты в 1939 были переданы в Armee de l'Air.


       Чехословакия

       ČSA. Государственная авиакомпания ČSA приобрела пять самолётов, изготовленных на фирме Avia - OK-AFA (сер.1), OK-AFB (2), OK-AFC (12), OK-AFD (13), OK-AFE (14). Все они были оснащены двигателями Walter Castor. Поставки с 9 июля 1930 по 7 апреля 1932. 30 июля 1930 началась коммерческая эксплуатация рейсом Прага - Братислава - Загреб. В 1936 борт OK-AFC был передан Министерству общественных работ Чехословакии, OK-AFE в 1938 фабриканту Бате (Батя имел ещё один борт - OK-ATC с серийным номером 8), OK-AFA и OK-AFD списаны в начале 1938. OK-AFB после оккупации Чехословакии был передан немецкой авиакомпании Deutsche Lufthansa, где сменил регистрацию на D-AAFB.
    Fokker/Avia F.VIIb-3m
    авиакомпании ČSA
    бортовой номер OK-AFB
    крупное изображение

       ČLS - чешская частная авиакомпания имела больше "семёрок", чем национальная авиакомпания страны. В июле - ноябре 1930 были поставлены первые 4 самолёта - OK-ABM (4), OK-ABN (3), OK-ABO, OK-ABP (9). В 1931 последовал OK-ABR (8). В 1932 флот пополнился ещё тремя машинами - OK-ABS (19), OK-ABT (20), OK-ABU (21).
       Самолёты летали в города Центральной и Западной Европы - Вену, Лейпциг, Эссен, Амстердам, Мюнхен, Цюрих, Базель. OK-ABU в 1934 был продан в ČSA, OK-ABT разбился 10 декабря 1935. Остальные, после ликвидации Чехословацкого государства в 1939, поступили в Deutsche Lufthansa. Там они сменили чешскую регистрацию на немецкую: OK-ABN стал D-AABN, OK-ABO - D-AABO, OK-ABP - D-ABBP, OK-ABS - D-ABBS.


       Швейцария

       Ad Astra Aero в 1929 приобрела два Fokker F.VII-3m. Самолёты получили регистрацию CH-190 (5128) и CH-192 (5225). Короткое время они выполняли чартерные рейсы. 31 марта 1931 испытывающая постоянный дефицит авиакомпания объединилась с другим швейцарским оператором Balair.

      Balair в 1929 - 1930, до слияния с Ad Astra, получила 6 "семёрок" - CH-160 (5127), CH-161 (5207), CH-162 (5208), CH-163 (5209), CH-164 (5210), CH-165 (5195). Они связывали Цюрих и Женеву, а также летали из этих городов в Вену и в Германию. Вскоре после поступления CH-160 был продан испанской авиакомпании CLASSA. CH-161 разбился в Эссене 30 октября 1930, жертв удалось избежать.
    Fokker F.VIIb-3m
    авиакомпании Balair
    бортовой номер CH-160
    крупное изображение

      После слияния Ad Astra и Balair возникла национальная швейцарская авиакомпания Swissair, ставшая обладательницей всех находившихся в Швейцарии "семёрок". В 1935 была изменена их регистрация с CH- на HB-: CH-162 стал HB-LBQ, CH-163 - HB-LBR, CH-164 - HB-LBS, CH-165 - HB-LAN, CH-190 - HB-LAK (получил имя собственное "Switzerland III"). CH-192 не успел послужить - он был продан в Эфиопию, где стал персональным самолётом местного императора. Swissair также получила заказанный Balair до слияния экземпляр CH-166 (5238). Позже он изменил регистрацию на HB-LAO.
      Первый год авиалайнеры летали только летом и в хорошую погоду. Зимой самолёты стояли на приколе. Рейсы возобновились в марте 1932. В 1935 машины, доставшиеся в наследство от Balair, были проданы итальянской авиакомпании Ala Littoria.


       Япония

       Nippon Koku Yuso Kenkyujo - Japan Air Transport. В 1929 авиакомпания получила 6 самолётов - J-BBAO (5118), J-BBBO (5119), J-BBCO (5120), J-BBDO (5121), J-BBLO (5117) и J-BBMO (5180). В следующем году добавились ещё 4 - J-BBSO (5213), J-BBTO (5214), J-BBYO (5235) и J-BBZO (5234).
      10 сентября 1929 самолёты начали работать на линии Пусан - Сеул - Пхеньян - Дальний (Далянь). Рейсы выполнялись трижды в неделю. "Семёрки" работали и на других линиях. Например, в октябре 1935 они летали по маршруту Фукуока - Наха, Окинава, - Тайбэй.
    Fokker F.VIIb-3m
    Nippon Koku Yuso Kenkyujo
    бортовой номер J-BBZO
    крупное изображение


     
    последняя редакция 13.06.2011
    На титульную страницу
    Hosted by uCoz