Fokker F.VII-3m
эксплуатация в авиакомпаниях мира
Нидерланды
KLM начала эксплуатацию F.VII-3m первой среди европейских авиакомпаний. По числу заказов - четырнадцать самолётов, голландский
оператор также лидировал, уступая лишь SABENA и Air France.
Первые четыре F.VIIb-3m KLM получила осенью - зимой 1928 - H-NAEN (с 1929 PH-AEN, сер. 5095), H-NAEO (PH-AEO, 5096), H-NAEP (PH-AEP, 5097), H-NAEZ "Zwaluw" (PH-AEZ, 5122).
В 1929 добавились ещё четыре -
PH-ADP (5105),
PH-AFE
(5123), PH-AGB (5179), PH-AGR "Reiger"(5187). По три самолёта авиакомпания получила в 1930 - PH-AFO "Ooievaar" (5236), PH-AFR "Raaf" (5262), PH-AFS "Specht" (5263); и 1931 -
PH-AFT (5237),
PH-AGX
(5286),
PH-AIC "La Zelee" (5287). Кроме того,
F.VIIa с номером H-NADR (4992) был конвертирован сначала в
F.VIIa-3m (поменяв регистрацию на H-NADP), затем в
F.VIIb-3m (PH-AET) и в конце концов снова превратился в одномоторный F.VIIa.
В конце 1920-х - начале 1930-х трёхмоторные "семёрки" обслуживали основные европейские и ближневосточные маршруты
KLM. Самолёты летали, например, в Афины,
Белград, Будапешт, Ганновер, Каир, Софию, Константинополь (с 1930 Стамбул) и Рим. 30 мая 1929 открылась первая ночная почтовая линия.
В сентябре - октябре 1928 было выполнено 6 экспериментальных рейсов из Амстердама в столицу Нидерландской Индии Батавию. Каждое путешествие продолжалось 12 дней, ежедневный налёт составлял 9 часов, в пути делалось 18 промежуточных посадок. В 1929 пробные рейсы продолжались три месяца - с 12 сентября по 12 декабря. И наконец, с 25 сентября 1930 полёты в Юго-Восточную Азию стали регулярными. Рейсы выполнялись
каждые две недели. В довоенные годы это был самый протяжённый в мире пассажирский маршрут.
В процессе службы несколько самолётов были потеряны. 19 октября 1929 на пути из Константинополя в Алеппо, Сирия, разбился PH-AGB. Вскоре после взлёта отказал первый двигатель. Экипаж решил вернуться в Константинополь, однако в низких облаках не смог найти просвета. Попытка посадки по приборам привела к тому, что машина врезалась в холм. Из трёх человек пострадал лишь второй пилот - он получил сотрясение мозга. Но самолёт был повреждён безвозвратно. 6 декабря 1931 в Бангкоке разбился направлявшийся в Рангун PH-AFO. При взлёте, не успев набрать безопасную высоту, он врезался в дамбу. Из 7 человек (4 члена экипажа и 3 пассажира) спасся только радист. Это была первая катастрофа на линии Амстердам - Батавия. 15 июля при взлёте из Хаамстеде, Нидерланды, из-за сильного ветра разбился выполнявший чартерный рейс PH-AEZ. На этот раз никто из находившихся на борту не пострадал.
В середине 1930-х
KLM начала распродавать флот
F.VII-3m. Часть машин досталась другим европейским авиакомпаниям, два самолёта попали в охваченную гражданской войной Испанию
- PH-AGR и PH-AFS (в августе 1936 посредством британской авиакомпании
Crilly Airways).
|
Австралия
Australian National Airways -
авиакомпания Кингсфорда Смита,
купила пять Avro Ten в ноябре 1929 - апреле 1930. Самолёты получили имена VH-UMH "Southern Sky" (сер. 229), VH-UMG "Southern Star" (230), VH-UMI "Southern Moon" (231) , VH-UMF "Southern Cloud" (241), VH-UNA "Southern Sun" (388). В авиакомпании также был зарегистрирован VH-USU "Southern Cross", принадлежавший Кингсфорду Смиту.
С 1 января 1930 самолёты выполняли ежедневные рейсы Брисбен - Сидней, продолжительностью 6 часов. 1 июня того же года была открыта линия Сидней - Мельбурн. 21 марта 1931 во время рейса из Сиднея в Мельбурн в горах Стратбози бесследно исчез "Southern Cloud". На борту были шесть пассажиров и два члена экипажа. Поиски, в которых участвовали 20 самолётов, продолжались 18 дней, однако результатов не дали (обломки машины обнаружили лишь в 1958). На тот момент это было самое тяжёлое лётное происшествие в Австралии. Оно имело широкий общественный резонанс, его следствием стало прекращение пассажирских перевозок авиакомпанией Australian National Airways.
Некоторое время оставшиеся экземпляры возили почту. 29 апреля 1931 "Southern Sun" и "Southern Star" приняли участие в эксперименте по доставке авиапочты из Великобритании в Австралию. В Брисбене они забирали почту, доставленную сюда Кингсфордом Смитом на "Southern Cross" и развозили её отсюда в Сидней и Мельбурн. Во втором экспериментальном рейсе
14 мая участвовали "Southern Moon" и "Southern Sky". На этот раз они доставили почту из Дарвина в Сидней и Мельбурн соответственно.
В середине 1931
Australian National Airways прекратила деятельность, её флот был распродан.
Queensland Air Navigation - для базирующейся в Брисбене авиакомпании фирма Авро построила два экземпляра - VH-UNJ "City of Brisbane" (371) и VH-UPI "City of Sydney" (468). С 1 апреля 1930 они летали из столицы штата Куинсленд в Таунсвилл, а с 12 августа в Лисмор и Графтон. Правда недолго - в январе 1931 авиакомпания прекратила существование.
New England Airways, Ltd.
После закрытия Queensland Air Navigation её самолёты перешли к этой компании, также базировавшейся в Куинсленде. Ей также достался VH-UMH "Southern Sky", принадлежавший ранее Australian National Airways. В New England Airways он был переименован в "City of Grafton".
17 июля 1931 самолёты начали работать на линии Лисмор - Сидней. С 21 декабря 1934 использовались на регулярной почтовой службе Великобритания - Австралия - на участке Брисбен - Нарромайн. 28 января 1935 Avro Ten открыли ещё две линии Брисбен - Тувумба и Брисбен - Таунсвилл. 28 ноября 1935 VH-UMH разбился при посадке в Ньюкасле (Новый Южный Уэльс). В 1936 предприятие было поглощено авиакомпанией Airlines of Australia, которая использовала оставшиеся самолёты на маршрутах, связывающих Сидней, Брисбен, Ньюкасл, Тувумбу и Таунсвилл.
После ликвидации Australian National Airways VH-UMG "Southern Star" был продан Hart Aircraft.
С 4 апреля 1933 он регулярно - два раза в неделю, летали на трассе Мельбурн - о-в Флиндерс - Лансетон (Тасмания).
Сервис прекратился в феврале 1934.
Australian Transcontinental Airways - ещё один краткоживущий сервис на Avro Ten. Доставшийся от Hart Aircraft VH-UMG с 19 августа 1935 работал на линии Аделаида - Дарвин, пересекающей с юга на север весь Австралийский материк. Не имея правительственной субсидии, авиакомпания была вынуждена прекратить рейсы уже 11 октября 1935.
Затем VH-UMG последовательно эксплуатировался в Eastern Air Transport, Kingsford Smith Air Service и закончил службу в 1942 в Новой Гвинее в авиакомпании Stephen Aviation. |
Бельгия
Sabena. Крупнейший гражданский
заказчик Fokker F.VII-3m. Начало поставок - январь 1929, конец
- ноябрь 1932. Всего авиакомпания имела двадцать девять машин - OO-AID (сер. 5097), OO-AIE, OO-AIF, OO-AIG (3), OO-AIH, OO-AII, OO-AIJ, OO-AIK, OO-AIL, OO-AIL (второй экземпляр с таким номером), OO-AIM, OO-AIN, OO-AIN (второй экземпляр с таким номером), OO-AIO, OO-AIP, OO-AIQ, OO-AIR, OO-AIS, OO-AIT, OO-AIU, OO-AIV, OO-AIW, OO-AIX, OO-AIY,
OO-AGG, OO-AGH "Edmond
Thieffry", OO-AGI "Léopold
Roger", OO-AGJ, OO-AGK. OO-AID изготовлен на фирме Fokker, OO-AIG куплен у Polskie Linie Lotnicze LOT, остальные построены
на бельгийском предприятии SABCA.
Авиалайнеры ежедневно летали
из Брюсселя в ряд городов Западной Европы. Главные направления
- Брюссель - Лондон и Антверпен - Гамбург. В 1931 открылась линия
в Скандинавию (в Копенгаген и Мальмё). Фоккеровские "семёрки"
также работали в Бельгийском Конго. С 23 февраля 1935 года крупнейшая
африканская колония Бельгии была связана регулярными рейсами с
метрополией. Первый рейс выполнил самолёт OO-AGH. Fokker F.VII-3m летал из Брюсселя в Леопольдвиль
(ныне Киншаса) один раз в две недели. Рейс продолжался пять с
половиной суток, или 56 лётных часов. Средняя скорость составляла
150 км/час. Вскоре на трассу вышел второй самолёт - OO-AGI. Однако эксплуатация "Фоккеров" на трансконтинентальной
линии оказалась убыточной и в 1936 на смену им пришли Savoia
Marchetti S.73.
В середине 1930-х "Фоккеры" стали снимать
и с европейских линий. В 1938 их количество сократилось до шести.
Часть самолётов продали другим операторам, часть перевели в Бельгийское
Конго. Жертвами лётных происшествий стали семь экземпляров. Три
самолёта достались Luftwaffe в качестве трофеев во время
захвата Бельгии Гитлером в 1940. Машины, оказавшиеся в Африке,
служили там до конца Второй Мировой войны. Последние три самолёта
были списаны летом 1945.
|
Великобритания.
Imperial Airways. В апреле 1931 авиакомпания получила первый Avro Ten G-AASP "Achilles" (384), в июне второй - G-ABLU "Apollo" (528).
Машины были отправлены в Ирак, где выполняли чартерные рейсы по заказам Iraq Petroleum Co. (под брендом Iraq Petroleum Transport Co. Ltd.). Кроме того, самолёты занимались патрулированием нефтепроводов. В 1933 машины вернулись в Европу. Здесь они также работали на чартерных линиях, таких как Париж - Цюрих, Кройдон - Брюссель и др. 30 декабря 1933 G-ABLU врезался в радиомачту, расположенную между бельгийскими городами Гент и Брюгге, все 10 человек на борту погибли.
G-AASP "Achilles" же просуществовал до апреля 1940.
Midland & Scottish Air Ferries -
один из непоставленных Indian State Airways (см. ниже) экземпляров Avro Ten в мае 1933 пополнил флот авиакомпании Джона Суорда. Здесь он получил номер G-ACGF (527). Самолёт заменил Airspeed Ferry на трассах
Глазго - Белфаст, Глазго - Ливерпуль и Ливерпуль - Дублин. Этот экземпляр существовал дольше всех - он был списан в декабре 1946. |
Индия.
Indian State Airways. В 1931 индийская авиакомпания заказала 4 Avro Ten.
Однако из-за финансовых проблем был получен лишь один экземпляр. Ему был присвоен бортовой номер VT-ACT (524). Он использовался в качестве персонального самолёта вице-короля Индии. Две недопоставленные машины были переданы египетским ВВС. Затем одна из них попала в другую индийскую авиакомпанию - Indian National Airways, под обозначением VT-AFX (526). В 1934 она работала на линии Лахор - Карачи.
В ноябре - декабре 1937 какой-то из этих двух самолётов участвовал в исследовательских полётах в провинции Южный Шан (Бирма). Целью исследований была прокладка воздушной трассы из Индии в Китай. |
Испания.
CLASSA получила первый Fokker F.VIIb-3m 16 августа 1929. В Испании ему присвоили бортовую регистрацию M-CAHH (сер. 5127).
В феврале 1930 поступил второй экземпляр - M-CAMA
(5243). Оба самолёта были оснащены двигателями Armstrong Siddeley Lynx.
В конце 1930 - начале 1931 флот пополнился ещё двумя машинами -
M-CPPA (5244) и
M-CAKK
(5211). Здесь стояли
Wright Whirlwind.
M-CAHH прежде служил в швейцарской авиакомпании Balair под номером CH-160, остальные самолёты были новыми, построенными по заказу испанской авиакомпании.
Вскоре после поступления первый экземпляр вышел на маршрут Мадрид - Биариц. Это была первая пассажирская линия испанской авиакомпании за пределы страны.
В феврале 1930 "семёрки" начали летать в Париж.
Самолёты также использовались на внутренних линиях, связывающих Мадрид, Барселону и Севилью, летали на принадлежащие Испании Канарские острова.
Мировой экономический кризис больно ударил по
CLASSA. В конце 1930 ряд рейсов был отменён, осталась только линия Мадрид - Барселона.
В 1931 ситуация стала ещё хуже, самолёты часто простаивали. В апреле 1931 в Испании случилась революция, а год спустя республиканское правительство отозвало выданные ранее авиаперевозчикам лицензии. CLASSA прекратила существование.
LAPE. Вслед за ликвидацией CLASSA в Испании была создана национальная авиакомпания Lineas Aéreas Postales Españolas
- LAPE, унаследовавшая флот предшественницы.
В начале 1930-х изменился порядок регистрации, поэтому M-CAHH сменил номер на EC-AHH (в LAPE он получил корпоративный номер 5). M-CAKK стал EC-AKK (8), M-CAMA - EC-AMA (10) и M-CPPA - EC-PPA (11). В 1932 -1933 прибавились ещё три машины -EC-AAU (сер. 5350, корп. 14)
,
EC-AUA (5351,
15)
, EC-UAA (5352, 16). Это были последние экземпляры Fokker F.VII-3m, изготовленные на заводе Фоккера (самый последний с серийным номером 5353 также попал в Испанию - в Aviación Militar Española).
В цветах
LAPE "семёрки" летали в основном на внутренних линиях - по маршрутам
Мадрид-Валенсия, Валенсия - Пальма-де-Майорка, Барселона - Пальма-де-Майорка, а также из континентальной Испании на Канары. Их можно было увидеть и на вновь открытой линии
Мадрид-Лиссабон.
С началом гражданской войны самолёты были переданы республиканским ВВС - FARE.
Самолёты использовались как транспортные и бомбардировочные.
В июле 1936 они участвовали в первых атаках на аэродром франкистов в Тетуане, Марокко. В 1937 самолёты LAPE выполняли спецзадание - они возили во Францию золотые слитки, которыми республиканское правительство расплачивалось за поставляемое оружие. 22 декабря 1937 во время одного из таких рейсов на юге Франции при посадке разбился EC-UAA, жертв не было. В годы гражданской войны также были потеряны EC-AMA, EC-AUA, остальные списаны в 1940.
Следует отметить, что в Испанию разными путями попали ещё не менее четырёх
Fokker F.VII-3m. Они участвовали в боевых действиях как в
FARE, так и во франкистских ВВС Aviación Nacional.
|
Италия.
Avio Linee Italiane. Авиакомпания, базировавшаяся в миланском аэропорту Тальедо, имела восемь Fokker F.VII-3m. Их номера и регистрации - I-AAXY (358), I-AAXZ (359), I-FERO (3039),
I-ABBA (5212), I-BBEC (4982),
I-BBED (5059),
I-BBEE (5060),
I-BBEF (5061).
Первые три из указанных экземпляров были произведены на фирме
Officine Ferroviarie Meridionale, остальные на заводе Фоккера.
Предприятие, принадлежавшее автостроительному концерну FIAT, начало деятельность в 1928 с рейсов Милан - Тренто - Монако. Затем открылись линии в Турин, Цюрих и Рим. Первоначально в итальянскую столицу самолёты летали ежедневно, затем число рейсов удвоилось. 1 апреля 1931 начались полёты в Берлин с промежуточной посадкой в Мюнхене.
Один самолёт был утерян в катастрофе - 15 апреля 1936 I-AAXZ врезался в гору Монте Бассо в 32 км от Турина, жертвами происшествия стали 7 человек. Остальные в разное время попали в государственную авиакомпанию Ala Littoria.
Ala Littoria. Кроме полученных от Avio Linee
Italiane, созданная в 1934 национальная авиакомпания Италии имела ещё несколько экземпляров. Это борта I-AAIG (5206), I-ADUA (5238, прежде служил в Swissair под номером HB-LAO), I-DUCE, I-AFRO (5208 - HB-LBQ), I-UADI (5210 - HB-LBS), I-UEBI (5195), I-UGRI (5209 - HB-LBR). Всё это были Fokker F.VIIa-3m, за исключением I-DUCE - OFM Ro-10. Они служили на колониальных линиях авиакомпании. Со вступлением Италии во Вторую Мировую войну использовались в военно-транспортных операциях, например в греческой кампании 1940-1941.
|
Нидерландская
Индия
KNILM. Для
организации воздушных сообщений в Нидерландской Индии, KLM в июле 1928 основала в Батавии дочернее предприятие KNILM - Koninklijke Nederlandsch-Indische Luchtvaart
Maatschappij. Одним из первых самолётов новой авиакомпании стал Fokker F.VII-3m.
В июле 1929 было поставлено 5 самолётов. Это PK-AFA (сер. 5069, корпорат. 1), PK-AFB (5070, 2), PK-AFC "Abel Tasman" (5071, 3), PK-AFD (5072, 4), PK-AFE (5123, 5). В декабре 1930 поступили ещё 2 - PK-AFF (5188, 11) и PK-AFG (5189, 12).
Самолёты выполняли регулярные рейсы из Батавии в крупнейшие города страны - Бандунг, Семаранг, Сурабаю, Палембанг, Медан.
4 марта 1930 состоялся первый международный рейс - из Палембанга в Сингапур. В 1931 PK-AFC "Abel Tasman" совершил первый полёт в Австралию с грузом европейской почты. Самолёт вылетел из Батавии 12 мая. Сделав промежуточные посадки на Тиморе, Уиндеме, Западная Австралия, и Брисбене он прибыл в Мельбурн 19 мая. Затем, разгрузив в Сиднее почту для Новой Зеландии, он вернулся в Батавию 27 мая.
14 февраля 1932 этот самолёт потерпел аварию на Суматре и был списан. 16 августа того же года на Бали разбился PK-AFE. Большинство остальных машин прослужили до 1938, а PK-AFG сохранился до 9 февраля 1942, когда был уничтожен в результате военных действий.
|
Польша
LOT.
Fokker F.VII-3m стал первым самолётом польской национальной авиакомпании, сформированной в январе 1929. Все поставленные для PLL LOT самолёты были построены польской фирмой Zaklady Mechaniczne E. Plage i T. Laskiewicz.
Перед этим в мае 1928 польское министерство транспорта приобрело один самолёт голландского производства с двигателями Wright J-5. Он получил регистрационный номер P-PAAA (сер. 5057).
Машина прошла оценочные испытания, после которых должна была поступить в существовавшую тогда авиакомпанию PLL Aerolot. Однако 31 июля 1928 она разбилась при попытке совершить ночную посадку на неосвещённую полосу в Багдаде.
В PLL LOT же были поставлены самолёты со следующими номерами - SP-ABA "Anka" (сер. 01), SP-ABB "Basia" (02) , SP-ABC "Celina" (03), SP-ABD "Danusia" (04), SP-ABE "Ewa" (05), SP-ABF "Flora" (06) , SP-ABG "Grazina" (07), SP-ABH "Hela" (08) , SP-ABI "Iza" (09)
и SP-ABK "Krysia" (10).
Поставки осуществлялись с 1930 по 1933. В 1930 SP-ABC "Celina" был передан бельгийской авиакомпании Sabena, сменив номер на OO-AIG. Взамен него польская авиакомпания получила экземпляр с серийным номером 11. Ему был присвоен тот же бортовой номер и то же название, что у самолёта с серийным номером 03.
Работа на линиях началась 1 июня 1930 с рейса Варшава - Черновцы - Бухарест. Затем эта линия была продлена до Софии и Салоник. "Семёрки" работали и на других маршрутах.
В 1931 на машины поставили металлические винты. В 1934 - 1935 пять самолётов были доработаны для перевозки 10 пассажиров. При этом двигатели заменили на Pratt & Whitney Wasp Junior. После доработки машины сменили регистрацию: SP-ABI на SP-AOC, SP-ABF - SP-AOE, SP-ABH - SP-AOF, SP-ABC (2) - SP-AOG, SP-ABK - SP-AOT. В 1934 - 1935 польская авиакомпания приобрела ещё три самолёта производства Plage i Laskiewicz в бомбардировочной
версии - SP-AMH (70-01), SP-AMI (70-02)
и SP-AMK (70-03).
В 1937 SP-AMH был переделан в двухмоторный вариант - экземпляр использовался для
аэрофотосъёмки.
В 1936 SP-ABA
был потерян в лётном происшествии, в том же году списаны SP-ABB, SP-ABD, SP-ABG, SP-AOF, а в 1938 SP-AOE. К концу 1938 на линиях работали только 4 машины. С началом Второй Мировой войны
три из них - SP-AOG, SP-AMH, SP-AMI, перелетели в Румынию, где были интернированы. SP-AOC в этой время находился в Польше.
|
США
Pan American Airways. Fokker F.VII-3m стал первым самолётом, приобретённым авиакомпанией Хуана Триппа. В сентябре 1927 Pan American купила два экземпляра - NC53 "General Machado" (сер. 703) и NC3314 "General New" (5022/612). Выбор машины в немалой степени был связан с тем, что техническим советником Pan American был соратник Фоккера - Андре Пристер.
19 октября 1927 NC53 "General Machado" совершил первый рейс из Ки-Уэст, Флорида, в Гавану с 350 кг почты. Полёт продолжался 1 час 20 минут.
Регулярные пассажирские перевозки по этому маршруту начались 16 января 1928. Они осуществлялись в соответствии с почтовым контрактом FAM-4.
Надо сказать, что авиакомпания рисковала - ведь колёсный самолёт должен был преодолеть 150-ти километровый участок открытого моря. Это кончилось плачевно для NC53 - 15 августа 1928 он затонул при вынужденной посадке в Мексиканском заливе (первое лётное происшествие в истории Pan American).
Взамен потерянной машины 31 августа был поставлен третий экземпляр NC 5192 (614).
Риск и высокие цены билетов не останавливали воздушных путешественников - стимулом был сухой закон в США. 29 октября 1928 "Фоккеры" стали летать в Гавану по более выгодному маршруту из Майами.
Однако,
Pan American не хотела больше терять колёсные самолёты на морских трассах. Вместо "семёрок" стали работать
Sikorsky S-38, а
Fokker F.VII-3m достался мексиканской дочке Compañia Mexicana De Aviación.
Philadelphia Rapid Transit Air Service. Pan American Airways была самым знаменитым американским оператором Fokker F.VII-3m, но не первым. Первой не только в США, но и во всём мире оказалась компания Philadelphia Rapid Transit Air Service.
Летом 1926 она приобрела два самолёта - NC1661 "Wilbur"(5094/609)
и NC3080 "Kendrick"(4980/603).
К 150-летию независимости США она открыла рейс между городом, где декларация независимости была подписана, и столицей США. С 6 июля 1926 между Филадельфией и Вашингтоном ежедневно осуществлялось до трёх рейсов. Кроме пассажиров машины возили почту по контракту CAM-13.
Стоимость поездки в одном направлении составляла 15 долларов.
10 октября появился второй маршрут - Филадельфия - Норфолк (контракт CAM-15). Однако вскоре авиакомпания столкнулась с крупными финансовыми потерями. 30 ноября 1926, когда закончились празднества по случаю 150-летия, она прекратила деятельность.
К этому времени самолёты успели перевезти 3695 пассажиров без единого лётного происшествия.
После закрытия
Philadelphia Rapid Transit Air Service самолёты
достались нью-йоркской авиакомпании Reynolds Airways. Кроме того, эта компания получила с завода Atlantic Aircraft и третий экземпляр -
NC3085 (5007/610).
Правда он служил недолго и в 1927 был списан.
Чуть дольше эксплуатировался NC3080, 18 февраля 1929 он потерпел аварию в районе Цинциннати.
Оставшийся борт NC1661 (сменив регистрацию на
NR1661) в июне 1931 был продан флоридской авиакомпании Roosevelt Flying Service.
Fokker F.VII-3m использовали ещё несколько американских операторов. В конце 1926 самолёт модификации C-2 получила
Colonial Airways.
С 4 апреля 1927 он работал на линии Нью-Йорк - Бостон. На этой трассе впервые в США выполнялись ночные пассажирские рейсы. Однако эксплуатация линии продолжалась недолго, авиалайнер переключился на проведение обзорных полётов над Нью-Йорком. 19 июня 1927 он был повреждён при вынужденной посадке.
В 1929 "семёрку" использовала авиакомпания Continental Air Express из Южной Калифорнии.
NC2195 (4955/602)
работал на маршрутах, ведущих из Сан-Диего в Бейкерсфилд, Фресно и Аламеду.
29 сентября 1930 он потерпел аварию возле Саугуса.
|
Франция
CIDNA. Авиакомпания CIDNA имела 12 экземпляров этой модели. С завода Фоккера ей были поставлены 3 F.VIIb-3m - F-AJCH (5136), F-AJCI (5137) и F-AJCJ (5138). У чешской фирмы Avia были приобретены ещё 3 самолёта - F-ALGR (16),
F-ALGS (17),
F-ALGT (18). Все они были оснащены двигателями Gnôme Rhône Titan. Начало поставок - сентябрь 1929.
Кроме того в 1929 - 1932, 6 имевшихся у CIDNA F.VIIa были конвертированы в F.VIIa-3m - F-AIYU (5129), F-AIYV (5130), F-AIYX (5131), F-AJBG (5132), F-AJBH (5133), F-AJBI (5134), F-AJBJ (5135). F-AJBH (5133) был доработан на фирме Avia, после чего изменил регистрацию на F-AMBH.
В 1932 на Avia подвергся доработке и
F-ALGT - на самолёт было поставлено новое крыло. После этого серийный номер поменялся на 24.
Машины использовались на восточноевропейских линиях авиакомпании.
Air Orient. Авиакомпания, работавшая на азиатском направлении, располагала девятью самолётами типа Fokker F.VII-3m.
Три машины были приобретены непосредственно на фирме Fokker - F-ALUJ (5306), F-ALUK (5307), F-AMBU (5328). Ещё шесть самолётов перекуплены у авиакомпании KLM - PH-AEN стал F-ALSA, PH-AIC - F-ALSB,
PH-AEO -
F-ALSG,
PH-AGX - F-ALZQ,
PH-AFT - F-ALZR, PH-AFR - F-AMFS.
Самолёты использовались на индокитайской линии, на участке Дамаск - Сайгон. 7 июня 1931 F-ALSG потерпел катастрофу в Сандовае, Бирма, погибло 4 человека. Остальные в 1933
переданы в Air France.
Air France - имела 17 самолётов, доставшихся ей в наследство от CIDNA и Air Orient. Каждый самолёт получил собственное имя. Так, F-AJCH стал "La Radieuse", F-AJCI - "La Sérieuse",
F-AJCJ - "La Gracieuse",
F-ALGT - "La Railleuse", F-ALSB - "La Zélée", F-ALSE - "La Joeuse",
F-ALUJ -"La Sémillante", F-ALUK - "La Maliceuse", F-ALZQ - "La Courageuse", F-ALZR "La Resolue", F-AMFS -"La Curieuse".
Некоторое время самолёты продолжали летать на тех же линиях, что в CIDNA и Air Orient.
Кроме того, использовались на линиях в Западной Европе и Северной Африке - например, Тулуза - Касабланка и Марсель - Барселона.
F-AJCH и F-ALGT разбились в 1935,
F-AMFS в 1936 был продан португальской авиакомпании Aero Portuguese, где получил регистрацию CS-AAM. F-AJCI в 1937 попал в руки частному владельцу. Оставшиеся самолёты в 1939 были переданы в
Armee de l'Air.
|
Чехословакия
ČSA. Государственная
авиакомпания ČSA
приобрела пять самолётов, изготовленных на фирме Avia - OK-AFA (сер.1), OK-AFB (2), OK-AFC (12), OK-AFD (13), OK-AFE (14). Все они были оснащены двигателями Walter Castor. Поставки с 9 июля 1930 по 7 апреля 1932. 30 июля 1930 началась коммерческая эксплуатация рейсом Прага - Братислава - Загреб. В 1936 борт OK-AFC был передан Министерству общественных работ Чехословакии, OK-AFE в 1938 фабриканту Бате (Батя имел ещё один борт - OK-ATC с серийным номером 8), OK-AFA и OK-AFD списаны в начале 1938. OK-AFB после оккупации Чехословакии был передан немецкой авиакомпании Deutsche Lufthansa, где сменил регистрацию на
D-AAFB.
ČLS - чешская частная авиакомпания имела больше "семёрок", чем национальная авиакомпания страны. В июле - ноябре 1930 были поставлены первые 4 самолёта -
OK-ABM (4),
OK-ABN (3), OK-ABO, OK-ABP (9). В 1931 последовал OK-ABR (8). В 1932 флот пополнился ещё тремя машинами
-
OK-ABS (19),
OK-ABT (20),
OK-ABU (21).
Самолёты летали в города Центральной и Западной Европы - Вену, Лейпциг, Эссен, Амстердам, Мюнхен, Цюрих, Базель. OK-ABU
в 1934 был продан в ČSA, OK-ABT разбился 10 декабря
1935. Остальные, после ликвидации Чехословацкого государства в 1939,
поступили в Deutsche Lufthansa. Там они сменили чешскую регистрацию на немецкую:
OK-ABN стал D-AABN,
OK-ABO - D-AABO,
OK-ABP - D-ABBP,
OK-ABS - D-ABBS.
|
Швейцария
Ad Astra Aero в 1929 приобрела два Fokker F.VII-3m. Самолёты получили регистрацию CH-190 (5128) и CH-192 (5225). Короткое время они выполняли чартерные рейсы. 31 марта 1931 испытывающая постоянный дефицит авиакомпания объединилась с другим швейцарским оператором Balair.
Balair в 1929 - 1930, до слияния с Ad Astra, получила 6 "семёрок" - CH-160 (5127), CH-161 (5207), CH-162 (5208), CH-163 (5209), CH-164 (5210), CH-165 (5195). Они связывали Цюрих и Женеву, а также летали из этих городов в Вену и в Германию.
Вскоре после поступления CH-160
был продан испанской авиакомпании CLASSA. CH-161 разбился в Эссене 30 октября 1930, жертв удалось избежать.
После слияния Ad Astra и Balair возникла национальная швейцарская авиакомпания Swissair, ставшая обладательницей всех находившихся в Швейцарии "семёрок". В 1935 была изменена их регистрация с CH- на HB-:
CH-162
стал HB-LBQ,
CH-163
- HB-LBR,
CH-164
- HB-LBS, CH-165 - HB-LAN, CH-190 - HB-LAK
(получил имя собственное "Switzerland III"). CH-192 не успел послужить - он был продан в Эфиопию, где стал персональным самолётом местного императора. Swissair также получила заказанный Balair до слияния экземпляр CH-166 (5238). Позже он изменил регистрацию на HB-LAO.
Первый год авиалайнеры летали только летом и в хорошую погоду.
Зимой самолёты стояли на приколе. Рейсы возобновились в марте 1932. В 1935 машины, доставшиеся в наследство от Balair, были проданы итальянской авиакомпании Ala Littoria.
|
Япония
Nippon Koku Yuso Kenkyujo - Japan Air Transport. В 1929 авиакомпания получила 6 самолётов - J-BBAO (5118), J-BBBO (5119), J-BBCO (5120), J-BBDO (5121), J-BBLO (5117) и J-BBMO (5180). В следующем году добавились ещё 4 -
J-BBSO (5213),
J-BBTO (5214),
J-BBYO (5235) и
J-BBZO (5234).
10 сентября 1929 самолёты начали работать на линии Пусан - Сеул - Пхеньян
- Дальний (Далянь). Рейсы выполнялись трижды в неделю. "Семёрки" работали
и на других линиях. Например, в октябре 1935 они летали по маршруту Фукуока - Наха, Окинава, - Тайбэй.
|
|
|
последняя редакция
13.06.2011
|
|