Henson Aerial Steam Carriage

Aerial Transit Company (Великобритания)

Первый проект авиалайнера с винтомоторной силовой установкой

Дата публикации - 1842

 

 

 

 

  Первая половина XIX века отмечена не только работой Фридриха Маттиса. Были и другие проекты. Большинство из них остались неизвестными широкой публике. Наверняка на дальних стеллажах архивов и патентных бюро пылятся горы документов, ещё ждущих своих исследователей. Однако был проект, которому не только удалось получить известность, но и удерживать общественное внимание в течение ряда лет. Он принадлежал английскому инженеру Уильяму Хенсону (William Samuel Henson, 1812-1888), работавшему в текстильной промышленности. Наряду с основной деятельностью он интересовался вопросами аэродинамики, был хорошо знаком с трудами Джорджа Кейли.
  В начале 1840х Хенсон разработал проект большого пассажирского самолёта, способного, по его мнению, связать метрополию с колониями и другими отдалёнными странами. Машина Хенсона представляла собой высокоплан с паровым двигателем мощностью 25 - 30 л.с., установленным в фюзеляже. Топливом для создания пара должны были служить спирт или нефть. Размах крыла более 40 метров, взлётный вес около 1000 кг. Машина получила название Aerial Steam Carriage (нередко можно встретить и другое наименование - Ariel).
  Свой проект Хенсон официально зарегистрировал. Британский патент № 9478 был выдан ему в 1842. Получением патента Хенсон не ограничился. Для реализации идеи он привлёк талантливого механика Джона Стрингфеллоу (John Stringfellow, 1799-1883), также работавшего в текстильной промышленности. Кроме того, Стрингфеллоу имел опыт в создании колёсных экипажей. Для получения средств была учреждена компания Aerial Transit Company. В уставе компании было сказано, что она создана как для постройки аппарата, так и для организации "перевозки пассажиров, грузов и почты с места на место по воздуху".
  Соучредителями, кроме Хенсона и Стрингфеллоу, были журналист Фредерик Мэрриотт и юрист Д.Е. Коломбайн. Мэрриотт имел связи в британском парламенте. В Палате общин ему удалось найти сторонников и людей, которым только нужен был повод, чтобы "распилить" бюджетные средства (таких хватало во все времена во всех парламентах). Кроме того, Мэрриот организовал в прессе рекламную кампанию почти в современном духе под лозунгом - "в Китай за 24 часа". Страницы британских изданий украсили гравюры с изображением самолёта на фоне Лондона, европейских пейзажей, египетских пирамид, холмов Индии. Парламентское обсуждение проекта проходило в марте 1843. Хенсон рассчитывал на сумму 2000 фунтов - по тем временам большие деньги. Однако надежды не оправдались. Авторов проекта просто подняли на смех. Большинство парламентариев решили, что имеют дело с очередными аферистами. Работу пришлось продолжать с опорой в основном на собственные силы.
   Для проверки конструктивных решений Хенсон и Стрингфеллоу построили две небольших модели. Первая из них, весом 6,3 кг, появилась в 1843. Вторая - 12 кг, в 1845. Попытки поднять их в воздух остались неудачными. Не хватало мощности двигателей. В 1847 году, когда стало окончательно понятно, что проект провалился, компания была закрыта, а Хенсон эмигрировал в США. В Америке он продолжал работать в машиностроении, однако авиационными проектами больше не занимался никогда.
   Стрингфеллоу продолжил опыты в одиночку. В 1848 он построил третью модель размахом 3,05 метров, весом 4,1 кг с двигателем в 1/3 л.с. Конструктор провёл испытания модели на привязи в здании заброшенной ткацкой фабрики в Чарде, Соммерсет. Из-за неверной балансировки аппарата первая попытка оказалась неудачной, модель получила повреждения. Вторая попытка была успешнее, аппарату удалось пролететь по прямой около 10 метров. Конечно, это было не бог весь какое достижение. Однако опыт наглядно доказал, что устройство тяжелее воздуха, имеющее собственный источник тяги, может летать.
   Итак, первая серьёзная попытка создания пассажирского самолёта потерпела фиаско. Причина не только в нехватке средств. Даже если бы был построен полноразмерный аппарат, летать он бы не смог. Мощность силовой установки - 30 л.с., для машины со взлётным весом более тонны была слишком мала. Аэродинамическая компоновка также хромала - не обеспечивала достаточной устойчивости.
   Однако работу Хенсона и Стрингфеллоу нельзя недооценивать. Aerial Steam Carriage впервые имел все основные элементы, характерные для современного пассажирского самолёта. Конструкторам удалось построить первые действующие модели самолётов с тепловыми двигателями и воздушными винтами. Но главное значение проекта состояло в том, что он стимулировал работу ряда других конструкторов. В конце концов, последователям Хенсона и Стрингфеллоу удалось реализовать задуманное. Правда, на это потребовалось множество десятилетий.


Конструкция
Одномоторный высокоплан деревянной конструкции с оперением и колёсным шасси.

Фюзеляж - корпус из дерева, с закрытой кабиной для экипажа, пассажиров или грузов. В фюзеляже также установлен двигатель и топливо для него.

Крыло - прямоугольной формы, изогнутое в профиле, удлинение около пяти. Поддерживается системой проволочных стяжек. Каркас из древесины лёгких пород, покрытый с двух сторон полотном. Шёлковое полотно покрыто лаком. Каркас трёхлонжеронный с нервюрами. Лонжероны в виде пустотелых балок переменного сечения. Нервюры с искривлённым профилем относительной толщины около 4%. Удельная нагрузка на крыло 3,2 кг/куб.м.

Двигатель - паровой, с системой конических сосудов для подготовки пара и воздушным конденсатором, размещён в фюзеляже. Мощность - 25 - 30 л.с. / 18,6 - 22,4 кВт. Двигатель имеет ременный привод на два толкающих винта, установленных на крыле сзади. Винты шестилопастные диаметром 6 метров, вращающиеся в противоположные стороны. Топливо для подготовки пара - спирт или нефть.

Оперение - цельноповоротное. И горизонтальное и вертикальное оперение треугольной формы. Горизонтальное состоит из стержней, радиально расходящихся от основания, на которые натянуто полотно. Оперение изменяемой площади - раскрывается и складывается вокруг точки крепления к основанию. В развёрнутом виде площадь горизонтального оперения 140 кв.м.

Шасси - трёхстоечное с передним колесом. На каждой стойке по одному колесу.

Управление - система управления оперением тросовая.

Расчётные характеристики
 

Размах крыла, м

45,72

 

Площадь крыла, кв. м

418,06

 

Длина, м

?

 

Высота, м

?

 

Взлетный вес, кг.

1361
 

Вес пустого, кг.

?
 

Скорость макс., км/час

?
 

Скорость крейс., км/час

?
 

Потолок, м

?
 

Дальность полёта, км

?
 

Коммерческая нагрузка

?

последняя редакция 13.12.2007

На титульную страницу
Hosted by uCoz