Vickers VC-1 Viking
в авиакомпаниях Великобритании
|
|
- African Air Safaris () - 1
- Air Couriers () - 1
- Air Ferry (1962-?) - 6
- Air Safaris () - 11
- Airwork Ltd., Air Transport Div.
() - 13
- Arabian Desert Airlines () - 1
- Autair International Airways () - 6
- Bembridge Air Hire Limited () - 4
- BKS Air Transport Ltd. (1954-1958?)
- 8
- BOAC - BEA Div./ BEA British European Airways
Corp. (1946-1954) - 83
- Bond Air Services Ltd. () - 1
- British International Airlines () - 2
- BSAA British South American Airways () - 5
- Canopus Airways () - 1
- Claydon Aviation () - 3
- Continental Air Services () - 6
- Crewsair Ltd. () - 6
- Don Everall Aviation () - 1
- Eagle Aviation Ltd./ Eagle Airways Ltd./
Cunard Eagle Airways Ltd. (1952-1962?) - 40
- East Anglian Flying Services/ Channel Airways () - 11
- Eros Airlines () - 3
- Falcon Airways () - 1
- Field Aircraft Services () - 6
- First Air Trading Co. () - 5
- Hunting Air Transport/ Hunting Clan Air Transport () -
10
- Independent Air Travel () - 11
- Invicta International Airways (1964-) - 7
- Lep Airservices () - 1
- Maitland Drewery Aviation () - 2
- Meredith Air Transport () - 1
- Pegasus Airlines () - 3
- Orion Airways () - 4
- Overseas Aviation () - 9
- Tradair Ltd. () - 12
- Transworld Charter () - 4
- United Airways Ltd. () - 1 |
|
BOAC - BEA Div./
British European Airways. Первый оператор Vickers Viking.
Одновременно и крупнейший. Авиакомпания заказала львиную долю
выпущенных самолётов. Первым - 20 апреля 1946, был поставлен третий
прототип Vickers 496 - с бортовым G-AGOM и серийным номером 3
(позже 103). Затем 19 экземпляров серии Viking Mk 1A (иначе обозначаемых
как Vickers 498) - бортовые G-AGON, G-AGRM - G-AGRW, G-AHON -
G-AHOW (соответственно серийные 104 - 112, 114 - 119, 121 - 124).
Из этого числа на линиях работали 12 машин. В авиакомпании они
обозначались как "V class".
В 1947 - 1948 было поставлено несколько партий
самолётов модификации Viking Mk 1B. Это 9 машин версии Vickers
614 - G-AHOX - G-AHOZ, G-AHPA - G AHPF (серийные 125, 128 - 130,
132 - 134, 137, 138) и 44 Vickers 610 - G-AHPK - G-AHPS, G-AIVB
- G-AIVP, G-AJBM - G-AJBY, G-AJCA, G-AJCD, G-AJCE, G-AJDI - G-AJDL,
G-AKBG - G-AKBH. Кроме того, у авиакомпании South African Airways
были приобретены 8 подержанных Vickers 635, один Vickers 636 у
фирмы Vickers (использовался для корпоративных нужд - серийный
289, бортовой G-AJJN) и Vickers 621 (серийный 127, бортовой G-AIJE),
прежде возивший королевских особ. Таким образом, British European
Airways была обладательницей 83 Vickers Viking. Этот более
половины всех выпущенных машин данной модели.
Эксплуатация началась 1 сентября 1946 регулярным
рейсом борта G-AHOP "Valerie" из аэропорта Лондон-Нортолт
в Копенгаген-Каструп. На следующий день самолёты стали летать
по маршрутам Лондон - Амстердам и Лондон - Ставангер - Осло. Всего
до конца года "Викинги" освоили 8 европейских линий.
В декабре 1946 из-за проблем с противообледенительной системой
Viking Mk 1A были сняты с линий. Часть этих машин была передана
в авиакомпанию BSAA (для работы в тропиках).
Полёты возобновились в апреле 1947 после начала
поставок Viking Mk 1B. Они заменили DC-3
компоновки "Pionair class" на основных маршрутах. Большое
количество этих машин позволило значительно расширить сеть европейских
линий. Наряду с регулярными рейсами "Викинги" принимали
участие в работе т.н. "Берлинского воздушного моста".
Самолёты летали по маршруту Лондон-Нортолт - Гамбург - Берлин-Гатов.
За время акции они перевезли 35 000 человек, 6800 тонн продовольствия
и 7530 тонн почты.
British European Airways не только отрабатывала
различные методы эксплуатации авиалайнера, но и проводила доработку
машин. Так в октябре 1952 у самолётов, летавших на коротких трассах,
число мест было увеличено до 36 (самолёты данной компоновки получили
обозначение "Admiral class").
За время службы в BEA случилось 6 серьёзных лётных
происшествий. По числу жертв крупнейшей была катастрофа борта
G-AHPN (рейс Париж - Лондон) 31 октября 1950. Самолёт разбился
при посадке в лондонском аэропорту Нортолт в условиях плохой видимости.
Жертвами катастрофы стали 28 человек. 5 января 1953 при посадке
в Белфасте потерпел катастрофу прилетевший из Лондона G-AJDL,
здесь погибли 27 человек из 35. Лишь чудом обошлось без жертв
13 апреля 1950 во время рейса G-AIVL "Vigilant" , когда
на борту находилось 28 пассажиров. Во время полёта над Ла-Маншем
в туалете взорвалась заложенная туда бомба. При этом значительно
была повреждена хвостовая часть фюзеляжа и оперение. Благодаря
мастерству командира экипажа Харви (I.R. Harvey) сильно повреждённый
самолёт удалось благополучно посадить в Нортолте. По делу проходил
один из пассажиров, подозреваемый в попытке совершить самоубийство.
Эксплуатация "Викингов" в British European
Airways продолжалась до 1954, когда их сменили Viscount. К
тому времени самолёты успели перевезти 3 миллиона пассажиров.
|
Eagle Aviation/
Cunard Eagle Airways. Второй по числу самолётов британский
оператор "Викингов". В реестре предприятия числились
8 Viking Mk 1A и 30 Viking Mk 1B. Ранее они служили в других авиакомпаниях
и государственных учреждениях. Подавляющее число было приобретено
у BEA. 4 самолёта достались от Central African Airways,
3 от Independent Air Travel, 2 от Crewsair, по одному
от Aero Express Flug, Field Aircraft Services, Hunting
Air Transport, Transworld Charter, Мексиканского правительства
и RAF. Ещё был один Viking C2, ранее служивший в подразделении
RAF King's Flight. И, наконец, экземпляр с бортовым номером
G-AJPH (серийный 207), на котором фирма Vickers проводила опыты
по созданию реактивного транспортного самолёта. По завершении
цикла испытаний он снова был переделан в стандартный самолёт типа
Viking Mk 1B и в декабре 1953 передан авиакомпании.
В начале 1950-х авиакомпания Eagle Aviation,
базировавшаяся в аэропорту Лондон-Блекбуш, занималась грузовыми
и чартерными перевозками. Затем решила выйти на рынок
регулярных пассажирских перевозок. Для этого в декабре 1952 и
были приобретены первые два "Викинга" (на распродаже
по случаю ликвидации Crewsair). Распродажа уже BEA,
случившаяся в следующем году, позволила заметно увеличить флот.
Благодаря "Викингам" Eagle Aviation превратилась
в одну из крупнейших европейских независимых авиакомпаний. Сама
компания в 1953 сменила название на Eagle Airways.
Эксплуатация началась 6 июня 1953 рейсом борта
G-AKBH по маршруту Лондон-Блекбуш - Мюнхен - Белград. Авиалайнеры
использовались и на внутренних линиях, летали в страны Западной
Европы. Участвовали в чартерных перевозках, в основном по заказам
туроператоров. Здесь самолёты были оборудованы с комфортом. Они
носили название "Mayfair class". Кроме того, авиакомпания
по контракту с Министерством обороны занималась перевозкой
военнослужащих. Предназначенные для этих целей машины имели спартанский
интерьер ("Troopmasters class").
В результате лётных происшествий были потеряны
5 самолётов. В трёх случаях обошлось без жертв - G-AHPO (20 декабря
1953 выкатился за пределы взлётной полосы в аэропорту Нюрнберга,
Германия), G-AGRT (26 февраля 1958 разбился в Ливии), G-AMGG (22
декабря 1959 в Агадире, Марокко). Две других отмечены большим
числом погибших. 1 мая 1957 при катастрофе борта G-AJBO возле
Блекбуша погибли 34 человека - в основном солдаты, летевшие к
месту службы в Ливии. 9 августа 1961 G-AHPM (чартерный рейс Манчестер
- Берген) врезался в холм недалеко от Ставангера, Норвегия, жизни
лишились 39 человек. Это была вторая по числу жертв катастрофа
"Викинга".
После приобретения в 1960 большинства акций Eagle
Airways судоходной компанией Cunard Steamship Co. авиапредприятие
было переименовано в Cunard Eagle Airways. Спустя пару
лет авиакомпания начала переход на реактивную и турбовинтовую
технику, что стимулировало распродажу флота "Викингов".
|
BKS Air Transport
имела 8 "Викингов" - G-AIKN "Bert Hinkler" (131), G-AGON (104),
G-AHPS (167), G-AIVF (219), G-AJBP (242), G-AJBR "Amy Johnson" (243), G-AJBY
(250), G-AJJN (289). Первый из них ранее принадлежал британскому
министерству, остальные - как видно по номерам, авиакомпаниям
BEA и Eagle Airways.
Это ещё одна британская чартерная авиакомпания,
решившая заняться регулярными перевозками. Её самолёты работали
на линиях, связывавших периферийные британские города между собой
и с Западной Европой. Чартерные операции простирались ещё дальше
- на Ближний и Средний Восток, в Северную Африку. "Викинги"
косвенно поучаствовали в венгерских событиях 1956 года, снабжая
беженцев из Венгрии, осевших в Австрии после подавления мятежа.
|
Airwork
первой среди британских чартерных авиакомпаний начала летать на
"Викингах". Причём она была одной из немногих
чартерных авиакомпаний, купивших самолёты у производителя. Всего
было 6 новых машин. Это Viking Mk 1B варианта Vickers 627. Самолёты
носили следующие номера - G-AIXR (сер. 233), G-AIXS (234), G-AJFP
(235), G-AJFR (236), G-AJFS (237), G-AJFT (238). На рынке подержанной
техники было приобретено ещё 7 машин (серийные 116, 117, 118,
121, 124, 208, 211). Ранее они служили в Aer Lingus, Crewsair,
Eagle Aviation и Lep Airservices. Самолёты выполняли
перевозки согласно контрактам с военным ведомством. В частности
эксплуатировались на маршрутах, связывающих Великобританию с Северной
и Центральной Африкой, Ближним Востоком.
|
|
Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.
последняя редакция
29.03.2012
назад
|
|