Martin 2-0-2/ 4-0-4


в авиакомпаниях США
 

 

- 404 Enterprises (1988-1994) - 1
- Admiral Airways (1962-1962) - 3
- Air Atlantic (1969-1969) - 1
- Air South (?-1975) - 2
- Allegheny Airlines Inc. (1955-1966) - 19
- Alpha Aviation (1968-1974) - 5
- Atlantic Southeast Airlines (1971-1974?) - 7
- Basler Flight Services (1971-1975) - 3
- Brennan Aviation Co. (1967-1968) - 1
- California Central Airlines (1951-1954) - 5
- Carolina Fleets Inc. (1965?-1971?) - 2
- Central American Airways (1966-1973) - 1
- Coastal Airways (1983-1985) - 1
- Colony Airlines (1970-1973) - 1
- Coones Flying Services (1970e) - 3
- Dade Aviation (1976-1976) - 1
- DHL Airways (1979-1980) - 3
- Dothan Aviation (1973-1982) - 4
- Dolphin Aviation (1977-1986) - 5
- East Coast Flying Services (1960-1969) - 11
- Eastern Air Lines, Inc. (19-196) -
- Erie Air Services (1970-1971) - 1
- Fiesta Air (1971-1976) - 2
- Flamingo Airlines (1971-1972) - 3
- Florida Airlines (1977-1981) - 7
- Flying W Airways (1968-1969) - 1
- Frontier Airways (1972-1986) - 8
- Global Air Inc. (1976-1982) - 1
- Golden Eagle Aviation (1969-1970) - 1
- Graubart Aviation (1961-1966) - 1
- Hill Air Co. (1984-1988) - 1
- Houston Aviation (1970-1971?) - 1
- Interstate Aviation (1968-1973) - 2
- Knight Airlines (1976-1983) - 3
- Kodiak Western Alaska Airlines (1976-1977) - 2
- Kwin Air (1975-1976) - 1
- Lone Star Airlines (1960-1961) - 3
- Luan Air Transport (1970-?) - 1
- Marco Island Airways (1974-1986) - 7
- Mars Aviation Inc. (1967-1967) - 1
- Martin Air Transport (1961-1963, 1976-1979) - 5
- Modern Air Transport Inc. (1966-1970) - 5
- Mohawk Airlines (1961-1965) - 16
- Monarch Aviation (1978-1979) - 1
- Naples Airlines / Provincetown Boston Airlines (1976-1988) - 12
- Nevada Airlines (1977-1979) - 1
- Northwest Airlines / Northwest Orient Airlines (1947-1951) - 25
- Ocean Airways (1980-1981) - 4
- Onyx Aviation Inc. (1976-1988) - 6
- Ozark Air Lines (1964-1967) - 16
- Petroleum Air Transport (1977-1979) - 4
- Piedmont Airlines (1961-1970) - 36
- Pioneer Airlines (1952-1954) - 9
- Pro Air Services (1983-1985) - 1
- Ralph P. Johnson (1987-1987) - 1
- Red Baron Charter Co. (1973-1975) - 1
- Sekman Aviation Corp. (1984-1984) - 1
- Shawnee Airlines (1976-1975) - 4
- Southeast Airlines (1969-1975) - 8
- Southern Airways (1961-1978) - 25
- Southern International Airways (1981-1988) - 3
- Southwest Airways / Pacific Air Lines (1952-1968) - 21
- Systems International Airways (1986-1990) - 3
- Trans World Airlines (1950-1962) - 53
- Transexecutive Aviation (1977-1977) - 1
- Transocean Air Lines (1951-1952) - 15
- Tulsa Air (1970-1970) - 1
- U Fly Airfreighters (1970е) - 1
- Valley Martin Inc. (1988-?)
- Vero Monmouth Airlines (1980-1985) - 1
- World Aviation Inc. (1971-1983) - 3




  Northwest Air Lines (с 1949 Northwest Orient Airlines) - первый коммерческий оператор Martin 2-0-2. Эксплуатацию машины авиакомпания начала 2 августа 1947 - ещё до получения сертификата типа. Это был опытный экземпляр NX93037, он использовался для тренировки экипажей. Затем последовали серийные экземпляры. С августа 1947 по июнь 1948 поставлены 25 Martin 2-0-2, имевшие номера с NC93037 по NC93061.
  Работа на линиях началась 15 ноября 1947. Самолёты летали из "Двойного города" (Миннеаполис - Сент-Пол) в Милуоки, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк, города штатов Миннесота и Висконсин - Дулут, Фарго, О-Клер, Гранд Форкс, Рочестер, Медисон, а также в канадский Виннипег.
  Однако безмятежная служба продолжалась недолго. 29 августа 1948 NC93044, выполнявший рейс Чикаго - "Двойной город", при заходе на посадку попал в зону сильной турбулентности. Конструкция не выдержала - у самолёта оторвалась консоль левого крыла. Машина упала в 7 км от города Вайнона, Висконсин, никто из 37 человек не выжил. Расследование катастрофы показало недостаточную прочность крыла. Это был конструктивный дефект. Немедленно все экземпляры были возвращены на завод-изготовитель для устранения дефекта. Наряду с усилением лонжеронов крыла были проведены и другие доработки. Двигатели установили под углом 1,5° к фюзеляжу, опоры шасси удлинили на 5 см во избежание повреждения винтов на аэродромах.

  Доработанные экземпляры вернулись на линии в ноябре 1948. Появились новые маршруты - главным образом в города северо-западных штатов. Некоторое время дела обстояли благополучно. Авиакомпания добилась довольно высокой по тем временам экономической эффективности рейсов. Прямые эксплуатационные расходы составили 14,85 центов на одну тонно-милю, по сравнению с 18,83 цента у DC-3. К концу 1949 самолёты налетали на коммерческих трассах почти 20 миллионов километров, объём перевозок составил 360 миллионов пассажиро-километров.
  Однако затем пошла новая серия тяжёлых лётных происшествий. 7 марта 1950 разбился N93050, рейс Вашингтон - Виннипег. Промежуточную посадку в Миннеаполисе он выполнял в условиях плохой видимости. Спустившись ниже глиссады, самолёт столкнулся с флагштоком, установленным на военном кладбище. Оторвалось левое крыло, после чего машина врезалась в жилой дом. Кроме 13 пассажиров и членов экипажа жертвами происшествия стали 2 жильца этого дома.
  4 сентября того же года N93051, совершавший рейс Миннеаполис - Сиэтл, потерпел аварию при взлёте из промежуточного аэропорта Биллингс. На этот раз жертв не было. 13 октября при тренировочном полёте из базового аэропорта Миннеаполис - Сент-Пол разбился NC93037, катастрофа унесла жизни 6 человек. 7 ноября N93040, летевший из Чикаго в Сиэтл, врезался в гору в штате Монтана - 21 погибший. После этой катастрофы Martin 2-0-2 снова прекратили полёты.
  Рейсы возобновились перед Рождеством, однако 16 января 1951 произошла очередная трагедия. Экипаж борта N93054, рейс Спокан - Сиэтл, потерял контроль над самолётом. Машина упала на ранчо недалеко от Спокана, штат Вашингтон. Из 10 находившихся на борту не выжил никто. После этой катастрофы пилоты Northwest отказались летать на Martin 2-0-2. Машины ушли с линий окончательно. Уцелевшие экземпляры были проданы авиакомпаниям Transocean Air Lines, Pioneer Airlines и California Central.
Martin 2-0-2
Northwest Orient Airlines
бортовой N93060
крупное изображение


  Trans World Airlines. В июле - сентябре 1950 в авиакомпанию поступили 12 Martin 2-0-2A с компоновкой на 36 мест. Самолётам было присвоено обозначение "Skyliner". В реестр TWA они были записаны как N93201 "Skyliner San Francisco" (серийный 14071, корпоративный 211), N93202 "Skyliner Oakland" (14072, 212), N93203 "Skyliner Fresno" (14073, 213), N93204 "Skyliner Burbank" (14074, 214), N93205 "Skyliner Los Angeles" (14075, 215), N93206 "Skyliner Phoenix" (14076, 216), N93207 "Skyliner Las Vegas" (14077, 217), N93208 "Skyliner Albuqerque" (14078, 218), N93209 "Skyliner Santa Fe" (14079, 219), N93210 "Skyliner Amarillo" (14080, 220), N93211 "Skyliner Lancaster" (14081, 221), N93212 "Skyliner Hannibal" (14082, 222). Все они были взяты в аренду на время, пока проводились испытания заказанных Говардом Хьюзом Martin 4-0-4. Но Martin 2-0-2A также прижился в авиакомпании TWA - весной 1952 они были выкуплены у фирмы-изготовителя.
  Martin 4-0-4 поступали в авиакомпанию Хьюза с ноября 1951 по сентябрь 1952. Всего в цвета TWA был окрашен 41 герметичный авиалайнер фирмы Мартин. Самолёты имели бортовые номера с N40401 по N40441, серийные номера соответственно с 14101 по 14108, с 14113 по 14120, с 14123 по 14136, с 14166 по 14176. Martin 4-0-4 также носили обозначение "Skyliner" и были названы в честь важных городов США.
  Эксплуатация на линиях  Martin 2-0-2A началась 1 сентября 1950 рейсом  N93202 "Skyliner Oakland", Martin 4-0-4 10 ноября 1951 на N40403 "Skyliner Pittsburgh". Самолёты летали на коротких и средних линиях, на востоке и центральной части США. Но были пункты назначения и на западе страны - Лас-Вегас, Санта Фе, Альбукерке, Лос-Анджелес. Самые протяжённые трассы вели из Бостона и Нью-Йорка в Цинциннати, Луисвилл и Сент-Луис. Максимальное число рейсов выполнялось из Канзас-Сити, где тогда находилась штаб-квартира авиакомпании. Густые сети радиальных линий были раскинуты также из Чикаго, Филадельфии и Детройта. Практиковались рейсы со множеством промежуточных посадок.
  В начальный период эксплуатации Martin 2-0-2/ 4-0-4 TWA имела проблемы с шасси. С ноября 1952 по сентябрь 1954 были зафиксированы семь случаев отказа при посадке. Правда, повреждения не были слишком серьёзными, самолёты продолжили службу после проведения ремонта.
  Однако не удалось избежать и потерь. Первым разбился Martin 2-0-2A N93211. 12 января 1955 вскоре после взлёта из аэропорта Цинциннати (рейс в Кливленд) он столкнулся с корпоративным DC-3. Жертвами катастрофы стали 13 человек на борту Martin 2-0-2A и два члена экипажа DC-3. 19 февраля 1955 на пути из Альбукерке в Санта-Фе потерпел катастрофу Martin 4-0-4 N40416. Обломки самолёта с останками 16 человек были обнаружены на склонах хребта Сандиа. В отчёте о происшествии записано - "отклонение от трассы полёта по неустановленным причинам". 1 апреля 1956 вскоре после вылёта из Питтсбурга (в Ньюарк) из-за несогласованных действий экипажа разбился N40403. Для самолёта, окрещённого именем этого города, и 22 человек из 36, находившихся на борту, рейс оказался роковым. Полёт из Лас-Вегаса в Лос-Анджелес 15 ноября того же года стал последним для экземпляра N40404. Вскоре после взлёта отказал правый двигатель. При вынужденной посадке в аэропорту Лас-Вегас - Мак-Карран самолёт получил необратимые повреждения, но 35 пассажиров и 3 члена экипажа уцелели.
  Распродажа остальных экземпляров началась в 1958. Большинство из них перешли в авиакомпанию Allegheny Airlines (см. ниже), остальные проданы другим операторам или корпоративным клиентам. Последний Martin 2-0-2A прекратил службу в ноябре 1961, Martin 4-0-4 год спустя.
Martin 2-0-2A
авиакомпании TWA
N93206 "Skyliner Phoenix"
крупное изображение


  Eastern Air Lines - крупнейший оператор Martin 4-0-4. В марте 1951 авиакомпания заказала 35 экземпляров, затем ещё 25. Рикенбеккер заплатил за каждый экземпляр по 538 000 долларов. Самолёты носили государственную регистрацию с N440A по N499A, соответственно корпоративную регистрацию с 440 по 499, серийные номера 14109 - 14112, 14121 - 14122, 14137 - 14165, 14223 - 14247. Машины поставлялись в компоновке на 40 пассажиров. В авиакомпании самолёты носили название "Silver Falcon". Первый экземпляр поставлен 21 октября 1951, последний - 19 февраля 1953.
  Эксплуатация на линиях началась в январе 1952. Сеть маршрутов простиралась от Монреаля и на севере до Майами на юге, от Бостона на востоке до Денвера на западе. Наибольшее число рейсов приходилось на восток США. Рекордсменами были аэропорт Атланта - отсюда начиналось более 20 маршрутов, и Чикаго-Мидуэй - 12 маршрутов. Наиболее протяжённая линия Майами - Денвер - 3050 км. Eastern, так же как TWA, отдавала предпочтение рейсам с множеством остановок по пути. Наибольшее число промежуточных посадок - 14, было на линии Майами - Детройт (2000 км), 10 остановок Martin 4-0-4 делали на пути из Бостона в Майами (2270 км).
  Авиалайнеры показали весьма высокий для 1950х уровень безопасности. За 10 лет интенсивной службы весьма внушительного флота Martin 4-0-4 на линиях Eastern Air Lines не погиб ни один пассажир. Но серьёзные происшествия всё-таки были. Один борт (номер неизвестен) был сильно повреждён 9 октября 1952 - при рулении в аэропорту Вашингтона у него сломалась стойка левой опоры шасси. 17 апреля 1953 из-за отказа шасси при посадке в Гринсборо значительные повреждения получил N446A. Другой самолёт 7 января 1955 сел на брюхо в Атланте. 1 октября 1960 N466A при заходе на посадку в Орландо столкнулся с частным самолётом Beech 35 Bonanza. На борту Martin 4-0-4 никто не пострадал, однако пилот "Бонанзы" погиб. Эти машины после ремонта продолжили службу на линиях.
  Но несколько самолётов всё-таки были потеряны. 17 февраля 1956 в условиях плохой видимости N445A промахнулся мимо полосы в Овенсборо, Кентукки. У N453A при посадке в Луисвилле, Кентукки, 10 марта 1957 оторвалась часть левого крыла, а сам самолёт перевернулся, один пассажир получил ранения. 14 ноября 1957 при посадке в Массене после многопосадочного рейса из Нью-Йорка потерпел аварию N492A. Необратимыми повреждениями N496A закончился другой внутриштатный рейс - 17 марта 1958 из Джексонвилла в Мельбурн, Флорида.
  Служба Martin 4-0-4 в Eastern Air Lines завершилась в декабре 1962. Большинство экземпляров в 1961 - 1962 были проданы второстепенным авиакомпаниям. Главным образом, Mohawk Airlines (подробнее), и Southern Airways (см. здесь).

Martin 4-0-4
Eastern Air Lines
бортовой номер N474A
крупное изображение


  Allegheny Airlines имела 9 Martin 2-0-2 и 10 Martin 2-0-2A. Martin 2-0-2 ранее принадлежали Northwest (затем Transocean Air Lines и другим американским операторам) - N93038 (в Allegheny Airlines он получил регистрацию N174A), N93042 (N170A "The Pennsylvanian"), N93045 (N171A "The New Yorker"), N93048 (N176A "The Detroiter"), N93049, N93051 (N173A), N93052 (N172A "The Ohio Valley"), N93055 (N175A "The Pittsburger") и N93058 (N177A "The Atlantic Shore"). В Allegheny Airlines эти самолёты использовались в 40-местной компоновке. В 1958-61 из числа Martin 2-0-2A, ранее служивших в TWA, были куплены или взяты в аренду N93201, N93203, N93205, N93204, N93206, N93207, N93208, N93208, N93210, N93212.
  Эксплуатация Martin 2-0-2 на линиях Allegheny Airlines началась 1 июня 1955. Двухмоторные авиалайнеры связывали крупные политические и промышленные центры Северо-Востока США - Питтсбург, Ньюарк, Вашингтон, Филадельфию, Скрентон, Уильямспорт, Кливленд, Харрисбург, Детройт и др. Это были рейсы с высокой частотой полётов и с множеством промежуточных посадок. Сервис выполнялся под брендом "Martin Executive". Наибольшей популярностью он пользовался у бизнесменов. В 1962 - 1964 тройка Martin 2-0-2 была трансформирована в грузовую версию. Самолёты использовались на ночных грузоперевозках, которые именовались "Night Owl".
  За время службы в Allegheny Airlines разбились 3 самолёта этой модели. 14 ноября 1955 во время тренировочного полёта из-за пожара на левом двигателе был потерян N172A. 1 декабря 1959 ошибки экипажа в условиях плохой видимости при заходе на посадку в Уильямспорте привели к катастрофе N174A (рейс Филадельфия - Гаррисбург - Уильямспорт - Брадфорд - Эри - Кливленд). Из 26 человек на борту уцелел лишь один пассажир. 2 ноября 1963 в Ньюарке разбился N177A.
  В 1965 началось переоснащение флота Allegheny Airlines турбовинтовыми авиалайнерами Convair 580 и Fairchild F-27, всвязи с чем Martin 2-0-2 стали снимать с линий. Последний самолёт был выведен из эксплуатации в 1966.

Martin 2-0-2
Allegheny Airlines
N170A "The Pennsylvanian"
крупное изображение


  California Central Airlines в 1951 приобрела у Northwest пять Martin 2-0-2 - N93042 (9163), N93045 (9166), N93047 (9133), N93052 "City of San Francisco" (9142), N93057 (9135A). Точнее обменяла их на три DC-3 и два DC-4 В этой авиакомпании самолёты работали в компоновке на 44 места. Также было установлено оборудование, обеспечивающее пассажирам радиотелефонную связь с землёй.
  Работа по расписанию началась 31 августа 1951. Три раза в день авиалайнеры летали вдоль тихоокеанского побережья Калифорнии по маршруту "Air Lounge": Окленд - Сан-Франциско - Бёрбанк - Лос-Анджелес - Сан-Диего. Кроме того, два раза в день Martin 2-0-2 работали на линии Бёрбанк - база US Navy в Инъёкерне (Inyokern).
   Хотя ещё не существовало низкотарифных линий в современном смысле, California Central, несомненно, была низкотарифной авиакомпанией с сервисом "без излишеств". К примеру, билет из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско стоил 13,50 долларов, из Лос-Анджелеса в Сан-Диего всего 5,55 долларов. Хотя современный доллар "весит" значительно меньше, чем 60 лет назад, данный тариф был очень низким и по тем временам. Некоторое время низкие тарифы давали авиакомпании конкурентные преимущества. Они же в феврале 1954 довели авиакомпанию до банкротства. Её флот, в том числе и Martin 2-0-2 был распродан.


  Mohawk Airlines эксплуатировала Martin 4-0-4 с 1961 по 1965. Всего у неё было 16 самолётов, ранее принадлежавших Eastern Air Lines. У борта N449A регистрация осталась прежней, у остальных - N460A - N474A, буква "A" в конце номера была заменена буквой "M".
   Martin 4-0-4 работали на 20 маршрутах северо-восточных штатов. Наиболее густая сеть была в штатах Огайо и Мичиган. Наибольшее число маршрутов начиналось в Бостоне и Нью-Йорке, откуда летали в Утику, Итаку, Рочестер, Буффало, Детройт.
   При работе на линиях один экземпляр был потерян. 2 июля 1963 вскоре после взлёта из Рочестера разбился N449A. В сложных метеоусловиях машина стала неуправляемой. Жертвами катастрофы стали 7 человек из 43 находившихся на борту.
  Остальные самолёты были проданы в 1964 - 1965. Все они, кроме N474M, достались авиакомпании Ozark Air Lines (см. ниже).


  Naples Airlines/ Provincetown-Boston Airlines - крупнейший американский оператор самолётов этого типа в конце 1970х - 1980х. В 1975 - 1977 двойная авиакомпания приобрела один Martin 2-0-2A - N93205 (14075) и 7 Martin 4-0-4 - N40403 (14174), N40407 (14107), N40413 (14117), N40415 (14119), N40423 (14129), N40424 (14130), N40425 (14131). За много лет до того они служили в TWA, затем прошли через руки ряда других авиакомпаний. В 1984 PBA купила флоридскую авиакомпанию Marco Island Airways, что увеличило флот ещё на четыре Martin 4-0-4 - N967M (14149), N968M (14159), N969M (14231), N974M (14158). В основном они базировались в аэропорту Нейплс, обслуживая чартерные линии Флориды. В летнее время и в пик перевозок самолёты также привлекались к обслуживанию линий, связывающих Нью-Йорк с населёнными пунктами штатов Мэн и Массачусетс.


  Ozark Air Lines стала обладательницей Martin 4-0-4 путём обмена шести своих Convair Metroliner на "Мартины" Mohawk Airlines в октябре 1964. Всего, таким образом, были получены 14 экземпляров с бортовыми номерами N460M - N473M. Тогда же Ozark Air Lines приобрела ещё пару бывших истерновских машин - N455A у Pacific Air lines и N456A у East Coast Flying Services.
  В основном самолёты работали на радиальных линиях из Сент-Луиса и Чикаго. Летали в Индианаполис, Милуоки, Пеорию, Бёрлингтон, Спрингфильд, Миннеаполис - всего по 40 направлениям. Эксплуатация Martin 4-0-4 в Ozark Air Lines продолжалась до 1967.


  Piedmont Airlines крупнейший оператор подержанных Martin 4-0-4. По числу экземпляров она уступали лишь TWA и Eastern - главным заказчикам авиалайнера. Всего в руках предприятия из Северной Каролины побывало 36 машин. Главным образом, они были приобретены у вышеназванных авиакомпаний. Самолёты доработали под стандарты TWA, с компоновкой на 40 пассажиров. Первый самолёт поставлен в октябре 1961.
  От TWA авиакомпания унаследовала экземпляры с бортовыми номерами N40401, N40402, N40405 - N40407, N40410, N40411, N40413 - N40415, N40417 - N40421, N40423 - N40425, N40430, N40433, N40435 (сменил регистрацию на N40406), N40439 (стал N40403), N40440. От Eastern достались N455A (стал N40450), N477A (N40442), N480A (N40443), N481A (N40441), N482A (N40445), N486A (N40445), N490A (N40446), N491A (N40447), N494A (N40448). Из флота компании Эдди Риккенбеккера, но через Mohawk Airlines поступили N462M, N467M, N468M, N472M. Все машины, по традиции Piedmont Airlines, носили обозначение "Pacemaker".
  Эксплуатация Martin 4-0-4 на линиях началась 15 января 1962. Машины обслуживали города южных штатов вдоль Атлантического побережья США - от Южной Каролины до Мериленда. Летали также в Джорджию и Теннеси. Маршруты были составлены со множеством промежуточных посадок. Типичные линии 1962: Ноксвилл - Бристоль (Вирджиния) - Роанок - Шарлотсвилл - Вашингтон, Ноксвилл - Эшвилл - Шарлотт - Уинстон-Сейлем - Гринсборо - Роли - Норфолк.
  Череда лётных происшествий началась 6 августа 1962, когда самолёт выкатился за пределы полосы в Роки Монт, Северная Каролина. Тогда никто не пострадал, а машина вернулась на службу. Спустя пару недель тренировочный полёт в Уилмингтоне закончился для N40401 более плачевно - самолёт пришлось списать. 7 июля 1966 такая же участь постигла N40446, у которого на перроне аэропорта Роанок произошла самопроизвольная уборка шасси. Самым трагичным происшествием стала катастрофа N40406 22 ноября 1966. При заходе на посадку в Нью-Берне, Северная Каролина, машина врезалась в лесную чащу, экипаж из трёх человек погиб.
  Работа Martin 4-0-4 на линиях Piedmont Airlines завершилась в 1970. Последний рейс из Вашингтона в Уилмингтон, Северная Каролина, состоялся 15 февраля.

Martin 4-0-4
авиакомпании Piedmont Airlines
N40402 "Savannah River Pacemaker"
крупное изображение


  Pioneer Airlines была одним из крупных покупателей на распродаже Martin 2-0-2 Northwest Orient Airlines весной 1952. Всего техасский оператор приобрёл 9 авиалайнеров, по 300 000 долларов каждый - N93038 (9159), получивший в Pioneer Airlines имя "Pacemaster Stephen F. Austin", N93048 (9128) "Pacemaster David Crockett", N93046 (9167) "Pacemaster Sam Houston", N93051 (9136) "Pacemaster Ben Milam", N93053 (9143) "Pacemaster William B. Travis", N93055 (9145) "Pacemaster Kit Carson", N93056 (9146) "Pacemaster James Bowie", N93058 (9147) "Pacemaster Mirabeau B. Lamar" и N93059 (9148) "Pacemaster James Fannin".
   На линии самолёты вышли в июле 1952. Они связывали между собой важные центры Техаса - Хьюстон, Даллас, Остин, Сан Анджело, Одессу, Амарилло, Форт Уэрт, Лаббок, Абилин, Свитуотер, Пленйвью, а также Нью-Мексико - Санта-Фе, Кловис, Альбукерке. Всего Martin 2-0-2 обслуживали 21 аэропорт.
  Работа в Pioneer Airlines проходила без серьёзных происшествий. Единственный значимый инцидент - вынужденная посадка N93048 в Абилине 7 июля 1953 после потери капота правого двигателя (рейс из Далласа в Альбукерке). Самолёт был сильно повреждён, но на борту никто не пострадал.
  В конце 1953 Pioneer Airlines была поглощена авиакомпанией Continental Airlines. Последняя интереса к дальнейшей эксплуатации Martin 2-0-2 не проявила. В 1954 машины были выставлены на продажу.


  Southwest Airways / Pacific Air Lines. В конце 1952 калифорнийская авиакомпания приобрела у Transocean Airlines четыре бывших нортвестовских Martin 2-0-2 - N93049 (9132), N93060 (9149), N93061 (9150) и N93041 (9162A). Ещё один самолёт из этой серии был приобретён в 1956 у California Central - N93047 (9133), три на распродаже Pioneer Airlines - N93053 (9143), N93056 (9146), N93059 (9148A).
  Самолёты летали на линиях, связывающей два крупнейших города Калифорнии. По пути из Сан-Франциско в Лос-Анджелес самолёты выполняли, в зависимости от номера рейса, промежуточные посадки в Сан-Хосе, Монтерее, Санта-Марии, Бейкерсфилде, Санта-Барбаре, Окснард-Вентуре, Бёрбанке. В 1954 маршрут продлили на север до Сакраменто, Юрики на севере Калифорнии и города Медфорд в штате Орегон. Первоначально летали в двухклассной компоновке, а с 1957 целиком в экономическом классе. Эксплуатация почти обошлась без серьёзных происшествий. Единственная потеря - N93061, сгоревший в ангаре Сан-Франциско 30 декабря 1955.
  6 марта 1958 авиакомпания была переименована в Pacific Air Lines. Под новым брендом она получила ешё ряд самолётов. В 1959 в аренду у TWA брались три Martin 2-0-2A - N93202 (N93202), N93205 (14075), N93208 (14078). Тогда же у неё же были приобретены 8 Martin 4-0-4 - N40408 (14108), N40409 (14113), N40422 (14128), N40427 (14133), N40432 (14167), N40436 (14171), N40438 (14173), N40441 (14176). В 1962 у Eastern Air Lines ещё два - N444A (14121) и N455A (14146).
  В конце 1950х частота рейсов и число калифорнийских пунктов увеличилось. В расписании 1960 появился крупнейший город Орегона Портленд. Затем авиалайнеры стали летать в игорную столицу Лас-Вегас, Палмдейл и др.
    После смены названия предприятия число происшествий с "Мартинами" увеличилось. 21 августа 1959 - в аэропорту Бёрбанка Martin 2-0-2A N93202 столкнулся с Curtiss C-46, самолёт пришлось списать. 17 апреля 1962 при посадке в Ломпоке, Калифорния, была разрушена левая опора шасси у одного из Martin 4-0-4. 19 сентября 1965 под винтом такого же самолёта нашёл смерть один из работников наземного персонала аэропорта Сан-Хосе.
   В начале 1960х на ряде маршрутов Pacific Air Lines появились Fokker F.27, которые постепенно вытеснили "Мартины" на второстепенные линии. С появлением реактивных Boeing 727 эксплуатация поршневых машин прекратилась полностью. Последний рейс Martin 4-0-4 состоялся в 1967, последний борт продан в 1968.


  Southern Airways. В 1950е авиакомпания из Атланты создала густую сеть линий на историческом юге США. Их обслуживало большое количество DC-3. В начале 1960х руководство предприятия решила заменить устаревшие "Дакоты" на более комфортабельные авиалайнеры. Выбор пал на Martin 4-0-4. Первые пять машин были приобретены у Eastern Air Lines в июле 1961 - N465A (в Southern Airways поменял регистрацию на N141S), N466A (стал N142S), N489A (N143S), N451A (N145S) и N475A (N146S). До конца года прибыли ещё два самолёта - N459A (N144S), N470A (N147S), в 1962 ещё 6 - N469A (N148S), N450A (N149S), N495A (N251S), N463A (N252S), N467A (N253S), N468A (N254S).
  В 1963 - 1966 поступили ещё 12 бортов от других операторов. Ранее они также служили в Eastern Air Lines - N498A (N255S), N488A (N256S), N441A (N257S), N484A (N258S), N485A (N259S), N499A (N581S), N491A/N40446 (N582S), N442A (N583S), N458A (N584S), N447A (N585S), N497A (N586S), N483A (N587S).
  В ноябре 1961 самолёты начали работать на регулярных линиях Southern Airways. Этот сервис носил название "Aristocrat". Он охватывал все сколь-нибудь значимые центры американского юга от Атлантики на востоке до Миссисипи на западе, от Нэшвилла на севере до Нового Орлеана на юге. Большинство рейсов выполнялось из Атланты, Мемфиса и Джексона. Летали также в северную Флориду - Джексонвилл, Панама-Сити, Окалу, Гейнсвилл. Постепенно Martin 4-0-4 заменил на трассах оставшиеся "Дакоты" (последний рейс которой 31 июля 1967).
  Martin 4-0-4 показали хороший уровень безопасности полётов. Однако совсем без потерь эксплуатация не обошлась. В первый день 1968 при посадке в Оксфорде, Миссисипи, выкатился за пределы полосы и разбился N251S. К счастью, обошлось без жертв.
  В 1967 началось перевооружение флота Southern Airways на реактивные DC-9, которые потеснили "Мартины" на основных магистралях. Martin 4-0-4 сосредоточились на коротких второстепенных маршрутах, а также на грузовых линиях. В 1970 началась продажа части поршневых машин, однако остальные продолжали работать на линиях ещё ряд лет - дольше, чем в любой другой магистральной американской авиакомпании. Последний рейс борта Martin 4-0-4 состоялся 30 апреля 1978 - борт N144S выполнил полёт из Гадсдена, Алабама в Атланту. Оставшиеся три экземпляра были проданы небольшим флоридским операторам.

Martin 4-0-4
Southern Airways
бортовой номер N141S
крупное изображение


  Transocean Air Lines. Авиакомпания, работавшая по контрактам Military Air Transport Service (MATS), стала обладательницей Martin 2-0-2 в 1951, приобретя или взяв в аренду у Northwest 15 экземпляров - N93038, N93039, N93041, N93043, N93046, N93048, N93049, N93051, N93053, N93055, N93056, N93058, N93059, N93060, N93061. Самолёты сохранили старую расцветку, было лишь изменено название авиакомпании на бортах.
  Большая часть машин использовалась на внутренних линиях Японии, что было связано с запретом на работу японских операторов. В основном работали на линии Токио - Фукуока. Transocean Air Lines продолжала обслуживать внутрияпонские рейсы и после снятия запрета. Американский оператор начал сотрудничать со вновь созданной японской авиакомпанией Japan Air Lines. В октябре 1951 в краткосрочную аренду ей были переданы 5 экземпляров, однако назад вернулись лишь 4 (о чём подробнее здесь).
  По заказу Пентагона Martin 2-0-2 совершали чартерные рейсы и в пределах США. В одном из них - из Окленда, Калифорния в Индиантаун Гап, Пенсильвания, 5 ноября 1951 был потерян N93039. Он разбился в условиях плохой видимости при заходе на посадку в промежуточном аэропорту Тукумкари, Нью Мексико. Погиб один пассажир.
  К концу 1952 все уцелевшие самолёты были проданы другим американским операторам. Почти все они достались Pioneer Airlines.


  Малые авиакомпании США.
  В 1970е - 1980е большая часть пригодных для эксплуатации Martin 2-0-2A и Martin 4-0-4 служили в небольших авиакомпаниях Флориды. 8 самолётов эксплуатировались в южно-флоридской Southeast Airlines. После её ликвидации часть экземпляров перешла в распоряжение других местных операторов. Среди других Shawnee Airlines, Air South - в 1975 обе они были поглощены оператором Florida Airlines, где в общей сложности работали 7 машин.
   Ещё одна флоридская авиакомпания - Marco Island Airways, эксплуатировала Martin 4-0-4 с 1975. В основном они летали с острова Марко в Майами и Опа Лока. В середине 1982 она стала частью региональной (комьютерной) системы авиакомпании Air Florida, а после ликвидации последней продолжила самостоятельную работу до слияния с Provincetown Boston Airlines 1 октября 1984.
  Среди других флоридских операторов были Kwin Air (середина 1970-х), Ocean Airways (1980-1981), Vero Monmouth Airlines (1980-1985), ProAir (1983-1985), Coastal Airways (1983-1985).
  За пределами Флориды Martin 2-0-2/ 4-0-4 в этот период практически не использовались. Исключения - северное подразделение Naples - PBA (см. выше), а также Nevada Airlines с единственным бортом N40438. 16 ноября 1979 самолёт потерпел катастрофу при взлёте из аэропорта Гранд Кэньон в Аризоне. Вскоре после этого Nevada Airlines прекратила существование.


Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.

последняя редакция 12.08.2012

назад

 

На титульную страницу
Hosted by uCoz