Lockheed Constellation


в авиакомпаниях США
 

 

- Admiral Airways (1961-1962) - 5
- Air Cargo International (1973-1973) - 1
- Air International (1977-1982) - 3
- Air Nevada (1969-1970) - 1
- American Flyers Airlines (1960-1967) - 4
- American Overseas Airlines (1946-1950) - 7
- ASA International (1962-1964) - 3
- Associated Air Transport (1961-1963) - 4
- Belize Airlines (1967-1968) - 1
- Belmont Aviation (1964-1965) - 1
- Braniff Airways/Braniff International Airways - (1955-1961) - 2
- California Hawaiian Airlines (1952-1963) - 4
- Capital Airlines (1950-1961) - 19
- Capitol Airways (1958-1970) - 4
- Central American Airways (1967-1973) - 1
- Chicago and Southern Air Lines (1950-1953) - 6
- Coastal Airlines (1958-1963) - 4
- Consolidated Airlines (1963-1963) - 1
- Cov Air Inc (1967-1967) - 1
- Christler Flying Services (1970-1979) - 5
- Dellair (1964-1964) - 3
- Delta Air Lines, Inc. (1953-1960) - 10
- Eastern Air Lines, Inc. (1946-1961) - 32
- Edde Airlines (1963-1966) - 2
- Express Airways (1981-1983) - 1
- Fowler Aero Services (1964-1964) - 1
- Futura Airlines (1962-1964) - 2
- Globe Air Inc (1981-1985) - 1
- Great Lakes Airlines (1962-1968) - 10
- Imperial Airlines (1960-1962) - 3
- Intercontinent Airways (1947-1952) - 3
- International Aircraft Services (1959-1962)- 1
- Lanzair (1973-1977) - 2
- Lloyd Airlines (1960-1961) - 1
- Los Angeles Air Services (1951-1952) - 1
- Magic City Airways (1962-1967) - 2
- Miami Airlines (1960-1964) - 4
- Miami Aviation Corp (1967-1967) - 1
- Modern Air Transport (1961-1967) - 6
- Northern Consolidated Airlines (1968-1968) - 1
- Pacific Air Transport (1966-1972) - 2
- Pacific Northern Airlines (1955-1967) - 11
- Pan American Airways / Pan American World Airways (1946-1957) - 34
- Paradise Airlines (1963-1964) - 3
- Paramount Airlines (1961-1962) - 3
- Pasco Aviation (1964-1966) - 2
- Regina Cargo Airlines (1960-1960) - 2
- Service Airways (1948-1949) - 2
- Southwestern Skyways Inc (1970-1971) - 2
- Standard Airways (1960-1964) - 7
- Silver Skies Inc (1985-1990) - 2
- Trans California Airlines (1962-1964) - 5
- Trans Florida Airlines (1972-1976) - 2
- Trans International Airlines (?-1966) - 1
- Transcontinental & Western Air/ Trans World Airlines (1945-1968) - 78
- Transocean Airlines (1958-1959) - 4
- Trans Southern Corp (1969-1969) - 1
- Trenton Aviation (1966-1966) - 1
- United Airlines (1961-1961) - 5
- Western Air Lines (1967-1969) - 6
- Wien Air Alaska (1964-1968) -
- World Wide Airlines (1961-1963) - 6



  Transcontinental & Western Air/ Trans World Airlines. Как и следовало ожидать, именно эта авиакомпания стала первым гражданским оператором Constellation. Начало поставок - 14 ноября 1945. Первая машина с бортовым NC86500 (зав. 2021) представляла собой конверсионный C-69, от которого отказались USAAF. Подобный же экземпляр (бортовой NC86500, заводской 2022) поступил 7 декабря. Затем последовала партия из 16 L-049, изначально произведённых для TWA. Период поставок - декабрь 1945 - февраль 1946, бортовые номера NC86502 - NC86517, заводские 2023 - 2030, 2034, 2035 и 2039 - 2044. Вторая партия L-049 поступала с октября 1946 по май 1947. Эта девятка имела бортовые номера N90814 - N90818, N90823 - N90826 (зав. 2076 - 2080, 2085 - 2088).
  В марте - августе 1948 флот пополнился двенадцатью L-749 (N91201 - N91212, 2577 - 2588). В марте 1950 - июне 1951 производились поставки L-749A. Всего с завода было получено 26 машин этой версии - N6001C - N6026C (2635 - 2637, 2639 - 2651, 2654 - 2658, 2667 - 2672). Кроме того, на рынке "секонд-хенда" в 1946 - 1948 было получено пять C-69 от USAAF, шесть L-049 от KLM и Air France и пара L-749A у Delta Air Lines. Всего же в собственности TWA побывало 78 Constellation - больше чем у какой-либо другой авиакомпании. (Список с бортовыми, заводскими и корпоративными номерами, а также названиями отдельных машин здесь...). TWA также разместила заказ на девять L-649, от которых затем отказалась в пользу L-749.
  На борта всех самолётов наносились надписи Trans World Airline, хотя авиакомпания получила подобное название лишь в мае 1950. Это было сделано по инициативе Говарда Хьюза, стремившегося показать, что с Constellation авиакомпания выходит на новые рубежи.
  С ноября 1945 по февраль 1946 велась подготовка лётного и наземного персонала. В это время проводились тренировочные полёты по будущим маршрутам. В частности, 25 ноября 1945 был выполнен пробный рейс из Вашингтона в Париж через Нью-Йорк, Гандер и Шэннон. Впрочем, следует отметить, что некоторые экипажи TWA были знакомы с самолётом задолго до ноября 1945. Во время войны они выполняли полёты через Атлантику на C-69 USAAF. 4 августа 1945,в одном из полётов из Нью-Йорка в Париж, был даже установлен новый рекорд трансатлантического перелёта - 14 часов 12 минут.
  Первый трансатлантический коммерческий рейс состоялся 5 - 6 февраля 1946. NC86511 "Star of Paris" с 36 пассажирами преодолел маршрут Нью-Йорк - Гандер - Шэннон - Париж за 19 часов 46 минут. Вслед за Парижем, самолёты TWA проложили трассы в другие города Европы, затем Ближнего и не очень ближнего Востока. 15 февраля на машине NC86536 "Star of Roma" впервые был выполнен рейс Нью-Йорк - Рим. 1 апреля линия была продлена до Афин и Каира. Затем далее на восток до Бомбея. С 8 апреля 1946 из Нью-Йорка начали летать в Женеву, а с 1 мая в Лиссабон и Мадрид. В сентябре 1950 на L-749 были открыты регулярные линии Нью-Йорк - Лондон и Нью-Йорк - Франкфурт-на-Майне.
  Практически одновременно с открытием трансатлантических линий, L-049 TWA начали использоваться на трансконтинентальных линиях США. 15 февраля состоялся первый технологический, а 1 марта первый коммерческий рейс по маршруту Нью-Йорк - Лос-Анджелес. Затем открылась линия из Нью-Йорка в Сан-Франциско через Чикаго. Constellation эксплуатировались и на других линиях, связывающих крупнейшие города восточного и западного побережья США. Они показали преимущество перед конкурентами, летавшими на DC-4. Приток новых пассажиров обеспечила и мощная рекламная компания, восхвалявшая новый авиалайнер (примеры здесь и здесь).
  Однако начало эксплуатации было омрачено рядом неполадок и аварий. Уже в первые месяцы эксплуатации были потеряны две машины. 29 марта 1946 при посадке в Национальном аэропорту Вашингтона борта NC86510 (зав. 2034), выполнявшего рейс из Нью-Йорка, не были выпущены закрылки. Самолёт выкатился за пределы полосы, врезался в трансформаторную будку и плюхнулся в дренажную канаву. Основным виновником был признан экипаж. Следующий же серьёзный инцидент произошёл целиком по вине техники. 11 июля во время тренировочного полёта NC86513 "Star of Lisbon" (2040) над штатом Пенсильвания на борту начался пожар, вызванный неисправностью одного (по крайней мере) электрогенератора. При вынужденной посадке самолёт разрушился. Погибли пять из шести членов экипажа. После этой катастрофы все L-049 были поставлены на прикол до 23 августа.
  Но и после устранения дефектов самолёты бились нередко. 28 декабря 1946 борт N86505 (2026), летевший из Парижа в Нью-Йорк, разбился при заходе на посадку в Шэнноне. Погибли 4 члена экипажа и 5 пассажиров. 11 мая 1947 во время тренировочного полёта в районе аэропорта Уилмингтон, Делавэр, разбился NC86508 "Star of Athens" (2029). Подобный же инцидент случился в штате Делавэр 18 ноября, тогда разбился L-049 NC86507 "Star of Madrid" (2028).
Тяжёлая катастрофа произошла 31 августа 1950. В египетской пустыне разбился L-749 N6004C "Star of Maryland" (2636), летевший в Нью-Йорк из Бомбея. После взлёта из Каирского аэропорта загорелся, затем отвалился третий двигатель. Жертвами катастрофы стали все 55 человек. 1 сентября 1961 число погибших на борту L-049 N86511 "Star of Dublin" (бывший "Star of Paris") достигло 78 человек. Это был внутренний рейс Бостон - Сан-Франциско. Машина разбилась вскоре после взлёта из чикагского аэропорта Мидуэй.
  Кроме того, несколько машин было утрачено при авариях, не сопровождавшихся человеческими жертвами - NC86512 (12 октября 1946), NC90824 (25 ноября 1948), NC86501 (18 декабря 1949), N91202 (19 марта 1951).
  Начав эксплуатацию Constellation практически первой среди магистральных авиакомпаний США, TWA закончила её одной из последних. 6 апреля 1967 состоялся последний пассажирский рейс (борт N6020C) из нью-йоркского аэропорта им. Кеннеди в Сен-Луис. А последний грузовой рейс был выполнен 11 мая того же года.
L-049 Constellation (зав. 2035)
авиакомпании TWA
NC-86511 "Star of Paris"
корпоративный номер 555
крупное изображение


  Pan American Airways / Pan American World Airways. Поступление L-049 начались 5 января 1946. Всего с января по май 1946 с завода в Бёрбанке было поставлено 22 самолёта этого типа. Бортовые номера с NC88831 по NC88838 (зав. 2031 - 2038), с NC88845 по NC88848 (2045 - 2048), NC88850 (2050), с NC88855 по NC88861 (2055 - 2061), NC90616 (2066), NC90617 (2067). (Здесь не указана пара самолётов сразу же с завода ушедших в дочернюю компанию Panair do Brasil).
  В июне 1947 авиакомпания приобрела пять L-749 - N86520 (2503), N86527 (2525), N86528 (2526), N86529 (2527), N86529 (2527), N86530 (2528). В сентябре 1950, после поглощения авиакомпании American Overseas Airlines (см. ниже) флот пополнился ещё шестью L-049 - с N90921 по N90926. В 1955 в USAF на пару месяцев был взят в аренду один VC-121, получивший гражданскую регистрацию N9907F (затем N9907E). Эту машину (прежде бывшую президентским самолётом "Air Force One"), авиакомпания использовала его для перевозки высших государственных лиц Таиланда. Всего же, через руки Pan American прошло 34 Constellation. Все самолёты получили собственные имена, начинающиеся по традиции на "Clipper ..." (конкретно по экземплярам здесь).
  Если по числу экземпляров Pan American оказалась на втором месте после TWA, то по части эксплуатации ей удалось обогнать конкурента. Первый коммерческий рейс из Нью-Йорка на Бермуды состоялся 3 февраля 1946 - на три дня раньше компании Хьюза и Фрая. С 14 февраля самолёты начали работать на существующих трансатлантических трассах. Были открыты и новые маршруты - в 1946 в Берлин, Брюссель, Франкфурт, Прагу, в 1947 в Стамбул, Карачи, в 1948 в Мюнхен, Дели. К 1950 сеть международных линий Pan American Airways , во многом благодаря Constellation, стала глобальной. В связи с чем, компания сменила имя на Pan American World Airways.
  29 июня 1947 Pan American Airways первой в мире начала выполнять кругосветные регулярные полёты. Рейс PA101 начинался в Сан-Франциско, затем следовал по маршруту Гонолулу - Токио - Гонконг - Бангкок - Калькутта - Дели - Бейрут - Стамбул - Франкфурт - Лондон, и заканчивался в Нью-Йорке. Время в пути составляло 46 часов. Существовал и рейс PA102 - по тому же маршруту, но в обратном направлении.
  Компании Хуана Триппе также пришлось столкнуться с серьёзными неприятностями при эксплуатации Constellation. 18 июня 1946 во время трансатлантического рейса из Нью-Йорка в Лондон загорелся, затем отвалился четвёртый двигатель борта N88858 "Clipper America" (2058). Также была повреждена гидросистема самолёта. Благодаря мастерству экипажа машину удалось посадить на брюхо в штате Коннектикут, причём никто не пострадал. Машина была восстановлена и переименована в "Clipper Empress of the Skies". Однако видно злой рок висел над ней - 15 апреля 1948, в кругосветном рейсе была обнаружена неисправность освещения приборов. Устранить неисправность во время промежуточной посадки в Лондоне не удалось из-за отсутствия необходимой детали. Было принято решение лететь дальше. Следующим пунктом назначения был Шэннон, где в условиях плохой видимости при заходе на посадку самолёт врезался в бетонное ограждение. В катастрофе уцелел всего один человек из 31. Фатальные инциденты случились также с бортом NC88845 (2045) 19 июня 1947, летевшим из Карачи в Стамбул, когда из-за проблем с первым двигателем пришлось зафлюгировать винт. Вслед затем загорелся второй двигатель, который при экстренном снижении отвалился. Самолёт рухнул в пустыню на территории Сирии, жертвами катастрофы стали 14 человек из 36. 22 июня 1951 в сложных метеоусловиях в Либерии разбился N88846 (рейс Йоханнесбург - Нью-Йорк). Никто из 40 человек не уцелел. Была потеряна ещё одна машина - 24 сентября 1946 в Шэнноне потерпел аварию L-049 N88831, жертв удалось избежать.
  Служба в авиакомпании продолжалась до второй половины 1950х, последними флот покинули экземпляры N88859 и N90922 в феврале 1957.
L-049 Constellation (зав. 2037)
Pan American Airways
NC88837 "Clipper Challenge"
крупное изображение


  American Overseas Airlines. Третьим по счёту покупателем Constellation стала авиакомпания American Airlines. Для дочернего трансатлантического подразделения American Overseas Airlines она заказала 7 экземпляров L-049. Первый поступил 25 марта 1946, последний 20 мая. В авиакомпании они носили регистрационные номера NC90921 (зав. 2051, последовательно носил названия Flagship Sweden, Flagship London, Flagship Stockholm, Flagship Mercury), NC90922 (2052, Flagship Denmark, Flagship Copenhagen, Flagship Oslo), NC90923 (2053, Flagship Great Britain, Flagship Scotland, Flagship Oslo), NC90924 (2054, Flagship Holland, Flagship Amsterdam, Flagship Shannon), NC90925 (2063, Flagship America, Flagship Philadelphia, Flagship Copenhagen), NC90926 (2064, Flagship Erie, Flagship Amsterdam, Flagship Chicago), NC90927 (2065, Flagship Norway, Flagship Detroit, Flagship Glasgow).
  Самолёты связали крупные города США - Бостон и Филадельфию, с Европой. Первый коммерческий рейс через Атлантику состоялся 23 июня 1946. Первоначально летали в Шэннон и Лондон, затем география расширилась на Скандинавию и Германию. В 1948 самолёты приняли участие в обеспечении т.н. "Берлинского воздушного моста". 25 сентября 1950, после поглощения American Overseas Airlines авиакомпанией Pan American все самолёты были переданы новому владельцу, где старые бортовые номера остались, изменились лишь имена собственные ну и, конечно же, расцветка.  
L-049 Constellation (зав. 2063)
American Overseas Airlines
NC90925 "Flagship Philadelphia"
корпоративный номер 25
крупное изображение


  Eastern Air Lines. Первый и единственный заказчик версии L-649. Всего было поставлено 14 машин этой версии. Их бортовые номера с N101A по N114A, заводские - 2518 - 2524, 2529 - 2535, поставка с 19 марта по 2 августа 1947. С рекламной целью авиакомпания присвоила им звучное название "Gold Plate Constellation". Обслуживание пассажиров началось в мае 1947. Главным образом машины использовались на самой популярной линии Eastern Air Lines - из Нью-Йорка в Майами. Два самолёта были потеряны в начале эксплуатации - 28 января 1948 возле Бостона разбился NC111A, жертв не было. 7 февраля того же года потерпел катастрофу NC112A - в рейсе Бостон - Палм-Бич у третьего винта оторвалась одна лопасть, ударив по фюзеляжу. Была повреждена часть проводки, произошла разгерметизация кабины, но самолёт удалось посадить. Погиб один член экипажа. Остальные машины были переделаны в L-749A.
  С февраля по декабрь 1949 были получены семь новых L749A с бортовыми N115A - N121A (заводские 2610, 2611, 2614 - 2618). Здесь также были потери в результате лётных происшествий - N119A (19 октября 1953, двое погибших), переделанные из L-649 N112A (21 декабря 1955, 17 погибших) и N110A (30 января 1960).
  В 1956 - 1958 авиакомпания брала в аренду 11 L-049 у TWA. Таким образом, Eastern Air Lines с 32 экземплярами была на третьем месте среди операторов Constellation.


  Western Air Lines оказалась последней магистральной авиакомпанией США, эксплуатировавшей Constellation. Шесть L-749 она получила в июле 1967, в результате поглощения аляскинской авиакомпании Pacific Northern Airlines (номера бортовые/заводские - N1552V/2505, N1593V/2556, N6017C/2655, N86524/2660, N86525/2662, N6022C/2668). Главным образом они обслуживали трассу, связывающую Аляску с основной территорией США. Последний коммерческий рейс из Джуно в Фейрбэнкс состоялся 26 ноября 1968. Сами машины были распроданы весной следующего года.


Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.

последняя редакция 15.02.2008

назад

 

На титульную страницу
Hosted by uCoz