Lockheed Constellation


в авиакомпаниях прочих стран
 

Австралия

- Qantas Empire Airways Ltd. (1947-1955) - 7
 

Австрия

- Aero Transport (1961-1964) - 3
 

Алжир

- Air Algerie (1955-1962) - 4
 

Бурунди

- Royal Air Burundi (1962-1963) - 1
 

Великобритания

- ACE Freighters (1964-1970) - 8
- BOAC - (1946-1963) - 25
- Euravia /Britannia AW (1962-1965) - 8
- Falcon AW (1960-1961) - 2
- Skyways of London (1959-1964) - 5
- Trans European AW (1960-1963) - 4
 

Израиль

- El Al (1950-1962) - 5
 

Индия

- Air India (1948-1958) - 7
 

Ирландия

- Aerlinte Eireann (1947-1948) - 5
 

Исландия

- Loftleidir (1960-1960) - 1
 

Кения

- Britair East Africa (1964-1968) - 1
 

Люксембург

- Interocean Airways (1964-1964) - 1
 

Марокко

- Air Maroc/ Royale Air Maroc (1957-1970) - 5
  Нигерия - Air Interamerica (1969-1969) - 1
  Нидерланды - KLM Royal Dutch Airlines (1946-1964) - 26
 

Тунис

- Tunis Air (1961-1961) - 2
 

Франция

- Air Inter (1961-1961) - 3
- Air France (1946-1966) - 28
 

Цейлон

- Air Ceylon (1956-1958) - 2
 

Эфиопия

- Ethiopian AL (1957-1957) - 1
 

Южная Корея

- Korean National Airlines (1959-1962) - 1
 

ЮАР

- South African Airways (1950-1963) - 4


  Австралия.

  QANTAS в октябре 1947 за 5,5 миллионов австралийских долларов приобрела у "Локхида" четыре новых L-749 - VH-EAA "Ross Smith" (2562), VH-EAB "Lawrence Hargrave" (2565), VH-EAC "Harry Hawker" (2572), VH-EAD "Charles Kingsford Smith" (2573). Уже в процессе эксплуатации они были доработаны под стандарт L-749A. На рынке подержанных самолётов в 1949 и 1951 у Air India были куплены ещё два L-749 - в Австралии они получили обозначение VH-EAE "Bert Hinkler"(2505), VH-EAF "Horace Brinsmead" (2504). Их также переделали в L-749A. В 1948 в аренду у BOAC был взят ещё один L-749 - G-ALAN (2555). Т.е. общим счётом в распоряжении главного австралийского авиаперевозчика было 7 Constellation.
  Благодаря новой технике 1 декабря 1947 авиакомпания открыла прямое сообщение из Австралии в Великобританию Сидней - Дарвин - Сингапур - Каир - Рим - Лондон. Линия получила название "Kangaroo Route". На машинах были смонтированы контейнеры Speedpack, в которых дополнительно можно было перевозить до 3720 кг груза. Первый рейс совершил самолёт с бортовым номером VH-EAD. В Лондон он прибыл 5 декабря. Общее время в пути составило 59 часов 7 минут. В 1954 на этой линии было налажено обслуживание туристского класса.
  1 сентября 1952, также на VH-EAD была открыта линия через Индийский океан в Южную Африку - Сидней - Мельбурн - Перт - Кокосовые острова - Маврикий - Йоханнесбург. Эта линия именовалась "Wallaby-Service". Рейс длился 39 часа 17 минут. В 1955 самолёты были проданы британской авиакомпании BOAC.
L-749-79-31 (зав. 2573)
Qantas Empire Airways
VH-EAD "Charles Kingsford Smith"
расцветка 1947
крупное изображение


  Великобритания.

  BOAC. Первые пять самолётов британская авиакорпорация получила в апреле - июне 1946 . Это были конвертированные C-69 из числа машин, от которых отказались USAAF. Их номера G-AHEJ "Bristol II" (1975), G-AHEK "Berwick II" (1976), G-AHEL "Bangor II" (1978), G-AHEM "Balmoral" (1979), G-AHEN "Baltimore" (1980). Подобное же поступление было в августе 1947 - G-AKCE (1971). Два L-049 в январе 1953 были куплены у Pan American - G-AMUP (2051) и G-AMUR (2055). В 1948 - 1953 у ряда других авиакомпаний было приобретено 19 L-749/L-749A. Один из них - G-ALAM (2554) был потерян 13 марта 1954 при посадке в Джакарте, погибли 33 человека.
  Самолёты, главным образом, работали на трансатлантических трассах. Первый регулярный рейс по маршруту Лондон - Нью-Йорк (через Шэннон и Гандер) состоялся 1 июля 1946 на машине G-AHEJ. Полёты осуществлялись дважды в неделю. С 15 апреля 1947 Constellation начали летать и в Монреаль. Это была первая коммерческая линия британской авиакорпорации в Канаду. В марте 1950 Constellation начали еженедельные рейсы из Лондона на Ямайку через Азоры и Бермуды.
  Машины использовались и на восточных имперских (точнее бывших имперских) трассах. В декабре 1948 самолёты BOAC присоединились к австралийским "Локхидам" на трассе "Kangaroo Route". Первый рейс из Лондона в Сидней совершил L-749 G-ALAL "Banbury".


  Израиль.

  El Al. Главная авиакомпания Израиля начала получать Constellation в 1950. История их приобретения напоминает детектив. Один из активных участников создания еврейского государства Адольф Швиммер через подставные фирмы купил у USAF три C-69 (заводские 1965, 1967, 1968) по цене 15 000 долларов за экземпляр. Якобы для панамской авиакомпании Lineas Aéreas de Panama. Машины даже получили панамскую регистрацию, однако спустя короткое время (от нескольких месяцев до пары лет) очутились на земле обетованной. Сначала служили в ЦАХАЛе, затем в авиакомпании  El Al, где получили бортовые 4X-AKA, 4X-AKB и 4X-AKC. В 1953 был куплен ещё один C-69/L-049, принадлежавший прежде авиакомпании California Hawaiian Airlines - 4X-AKD (1980). А в 1955 L-049 у Cubana - 4X-AKE (2061).
  В основном использовались для перевозки переселенцев в государство Израиль. 27 июля 1955, во время одного из таких рейсов по маршруту Лондон - Вена - Тель-Авив, потерпел катастрофу 4X-AKC. Из-за неисправности навигационных приборов самолёт несанкционированно вошёл в воздушное пространство Болгарии, где был сбит болгарскими истребителями Миг-15. При крушении в районе болгарского населённого пункта Петрич погибли 51 пассажир и 7 членов экипажа.


  Нидерланды.

   KLM - один из первых европейских заказчиков L-049. В мае - июне 1946 было поставлено четыре новых самолёта - PH-TAU - PH-TAX (2068-2071). Ещё два в мае 1947 - PH-TEH (2083) и PH-TEO (2084). Заказчиком этих машин была TWA, которая затем от них отказалась. В 1947 KLM получила 11 новых L-749 - c PH-TEP по PH-TES и с PH-TDB по PH-TDH. В 1948 - 1951 с завода в Бёрбанке поступили 9 L-749A - PH-TDI, PH-TDK, PH-TDN - PH-TDP, PH-TFD - PH-TFG. Таким образом, по числу новых самолётов голландская авиакомпания была одним из крупнейших заказчиков.
  Уже в 1946 Constellation заменил DC-4 на самых дальних маршрутах - на трансатлантической трассе в Нью-Йорк и на главной восточной линии, связывавшей Амстердам с Джакартой. Большая дальность полёта позволила сократить число промежуточных посадок. Теперь по пути в столицу бывшей нидерландской колонии машины делали остановку в Каире, Багдаде, Карачи, Калькутте и Сингапуре. После поступления L-749 были открыты линии в Монреаль (в 1949), Токио и Манилу (в 1951), а также в Сидней.
  За время эксплуатации было потеряно четыре борта. 20 октября 1948 в аэропорту Глазго Престуик разбился PH-TEN, выполнявший трансатлантический рейс. Погибло 40 человек. 23 июня 1949 на трассе Джакарта - Амстердам потерпел катастрофу PH-TER с 23 пассажирами и 10 членами экипажа. При полёте над Средиземным морем оторвался хвост, никто не выжил. Спустя всего три недели - 12 июля, также на восточной трассе при посадке в Бомбее нашёл свой конец L-749 PH-TDF - 45 погибших. 23 марта 1953 в Таиланде потерпел аварию PH-TFF - на этот раз обошлось без жертв.
  Служба Constellation в KLM продолжалась до 1964, когда из реестра авиакомпании был вычеркнут последний борт.


  Франция.

   Air France заказала четыре L-049. Время поступления - июнь 1946. Бортовые номера F-BAZA - F-BAZD (зав. 2072 - 2075). В 1947 - 1948 поступили девять L-749 - F-BAZI - F-BAZQ. Все они прошли доработку под стандарт L-749A. Ещё один L-749 был куплен в Мексике в 1949 - F-BAZR (2503) и четыре у Pan American в 1950 - F-BAZU (2525), F-BAZV (2526), F-BAZX (2527), F-BAZY (2528). И, наконец, в 1950 - 1951 были поставлены десять новых L-749A - F-BAZE - F-BAZH, F-BAZS, F-BAZT, F-BAZZ, F-BBDT, F-BBDU, F-BBDV. На последнем из указанных экземпляров производство модели Constellation завершилось. Общим счётом Air France имела 28 самолётов - крупнейший владелец этой модели за пределами Нового Света. По числу потерь французская авиакомпания также была в числе лидеров - пять машин, с бортовыми F-BAZN (28 октября 1949 в Португалии, 48 жертв), F-BAZS (3 августа 1953, Турция, 4 из 42 находившихся на борту), F-BAZZ (1 сентября 1953 возле Ниццы, 42 погибших), F-BAZI (25 августа 1954, Гандер, жертв не было), F-BAZX (24 декабря 1958 возле Вены, без жертв).
  Первоначально машины использовались на трансатлантической трассе. Первый пассажирский рейс по маршруту Париж - Шэннон - Гандер - Нью-Йорк состоялся 1 февраля 1947 (рекламный видеоролик Air France можно посмотреть здесь). С внедрением Constellation продолжительность полёта сократилось до 14 - 16 часов по сравнению с 20 часами DC-4. Вылетая из Парижа в 20.00, пассажиры прибывали в Нью-Йорк в 11.30 следующего дня по местному времени. Самолёты также летали на Дальний Восток, в Индию. Constellation позволил увеличить число рейсов на такой трассе, как Париж - Калькутта до пяти в неделю.
  В 1950е самолёт был переведён на европейские трассы, а окончательно списан в 1966.


  ЮАР.


  South African Airways. Один из последних заказчиков модели Constellation. Время поступления - апрель - июль 1950. Всего поставлено четыре L-749A - ZS-DBR (2623), ZS-DBS (2630), ZS-DBT (2631), ZS-DBU (2632). Локхидовские машины заменили DC-4 и Avro York на трассе "Springbok Service" из Йоханнесбурга в Лондон. Как правило, за рейс авиалайнеры перевозили по 50 пассажиров. Впрочем, скоро у машин американского производства появился конкурент - британский D.H.106 Comet. Однако из-за сложностей, возникших при эксплуатации первого реактивного авиалайнера, Constellation продержались на трассе, связывающей Южную Африку с Европой, ещё десятилетие. Затем их перевели на региональные и внутренние линии, а в 1964 машины были проданы.


Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.

последняя редакция 15.02.2008

назад

 

На титульную страницу
Hosted by uCoz